Найти в Дзене
script bro | сценаристы

4 ошибки комедийных авторов

Оглавление

Даже опытные сценаристы могут ошибаться, когда впервые решаются написать комедию. В отличие от драмы, комедия имеет дополнительные элементы, в которых нужно разобраться для успешной работы.

Юмор - это то, что заставляет вас смеяться, в то время как комедия должна быть связана с ситуацией, контекстом или персонажем.

Вот некоторые распространенные ошибки, которые делают авторы, погружаясь в комедийный жанр:

1) Комедия не связана с персонажами

В стендап-комедии смех возникает от сочетания панча (кульминации шутки), подачи и личности комика. Та же самая забавная шутка, рассказанная Сэмом Кинисоном, может провалиться, если её произнесёт Джерри Сайнфелд. Это не потому, что один лучше другого, а потому, что каждый комик подаёт свои шутки, основанные на его личности и обстоятельствах.

В комедийном сценарии разные персонажи могут передавать разные стили юмора. "Охотники за привидениями" работают отчасти потому, что Питер Венкман, Рэй Станц и Дана Барретт предлагают различные подходы как к комедии, так и к научной фантастике. Венкман - невозмутимый авантюрист, Станц - маниакально верующий, а Барретт - серьёзный человек в серьёзной ситуации.

-2

Если бы Венкман вспомнил о Зефирном Великане, то это было бы случайным событием, в лучшем случае слегка смешным. Но это забавно, когда Станц произносит реплику, потому что мы изначально понимаем, что это исходит от его личности.

По той же причине мы не смеялись бы над замечанием Станца: "Так, ладно, она - собака", потому что это не было бы мотивировано скрытым цинизмом по отношению к ситуации. Кроме того, если бы Барретт не была изображена такой серьезной и её реплики произносили другие персонажи, это разрушило бы устоявшуюся нить повествования.

2) Отсутствие комедийной структуры

Кульминационный момент - это не шутка. И не завязка. Шутка - это и завязка и комическая развязка (сетап и панчлайн). Панчлайн завершает шутку, поэтому он не может быть поставлен в начале комедийного момента (гэга).

Точно так же набор разных шуток не является стендапом. Структура требует, чтобы шутки выстроились, перекликали и отсылались друг к другу в едином контексте выступления.

В сценарии могут быть по четыре смешных ситуации на странице, но если они не связаны друг с другом, то они не будут смешными.

Человек, который стоит в очереди за арендой автомобиля, по своей сути не смешон. Женщина за прилавком, хихикающая по телефону, тоже не особенно забавна. Тем не менее, оба этих образа вызывают смех в "Самолётом, поездом и машиной", потому что они являются частью большой комедийной структуры.

Образ Нила Пейджа - героя, из этого фильма, который размахивает руками на парковке, поднимает градус всей последовательности сцен. Его стояние в очереди заряжает этот импульс. Потом Нил оказывается во власти клерка, который снова меняет ситуацию в другую сторону. Каждый сдвиг в намерении или изменении ситуации вызывает смех. Развязка происходит в конце, когда вся энергия сцены перекликается с тем, что Нил испытывает полную потерю.

Каждый из этих гэгов взаимосвязан с точки зрения сюжета или юмора. Они вытекают друг из друга, пока не достигнут кульминации.

-3

Чувство юмора должно быть неизменным на всех этапах и уровнях комедийного повествования. Точно так же, как Дарт Вейдер не может раскрыть свою личность Люку Скайуокеру через десять минут после начала "Империя наносит ответный удар", а Салли не может не стонать в закусочной в первой сцене "Когда Гарри встретил Салли", потому что это часть их характеров.

Комедийный автор должен понимать, что шутки исходят из персонажей, и знать какие именно вставить в нужный момент.

3) Не хватает шуток

Это может показаться очевидным, но комедийный сценарий нуждается в юморе. Легко указать в место на странице и сказать: "Вот здесь они смеются."

Смех по своей сути не смешон. Абсурдные обстоятельства - это не более чем "шум", пока персонаж не справится с ним. На бумаге шутка может быть достаточно смешной, но зритель может молчать.

В фильме "В поисках галактики" Джейсон Несмит и Гвен Демарко, проходят через всё более бессмысленную и опасную систему галактик, на первое место выходит действие, но не юмор. И только в последний момент, когда Гвен, при виде следующего препятствия, заявляет: “О, к чёрту всё это!” в сцену добавляется юмор. Если вы берёте эту конкретную реплику и полагаете, что зрители будут смеяться - этого не произойдёт.

-4

Этот вопрос особенно важен для остросюжетных комедий. Когда действие становится главным, эта энергия должна питать комедию. Именно это возвышает "Людей в черном". Когда агент К проезжает через Нью-Йорк в машине с ракетным двигателем, сцена быстро доставляет один гэг за другим. Более слабый фильм перестал бы рассказывать шутки и полагался бы только на острые ощущения от действия.

4) Отсутствие внутреннего напряжения персонажа

В любом сценарии внутреннее напряжение персонажа должно постоянно расти и падать. Если энергия сцены становится всё более странной, это должно оказывать положительное или отрицательное воздействие на вовлеченных персонажей.

Если ваши персонажи не меняют внутренний заряд и не реагируют, то они могут быть слишком внутренне статичными, что может испортить сценарий. Точно так же, если ваш главный герой постоянно привлекает внимание и пытается создать смешную ситуацию, этого будет недостаточно, чтобы зритель поверил. Такое неестественное поведение не играет на комедию.

Представьте себе, что два остроумных персонажа входят в комнату. Они отпускают друг другу саркастические колкости. Затем сцена заканчивается. И никто не смеётся.

Проблема в том, что в стёбе не было ничего. Персонажи не раздражали внутренними конфликтами друг друга. Не было никакого сдвига в их внутренних зарядах. В обычном сценарии этого было бы достаточно, но с комедийным сценарием так не пройдёт, а читатель назовёт автора “несмешным”.

Взгляните на Сайнфелд. Во время первой сцены "Китайского ресторана" Джордж начинает с того, что жадно комментирует мусорщиков. Джерри берёт на себя завязку и захватывает доминирующее положение в сцене, рассуждая о копах и мусорщиках. Затем Элейн, невосприимчивая к остроумию Джерри, перехватывает лидерство, чтобы закончить его бред. Шутка работает, потому что персонажи передают друг другу комедийную эстафету.

На первый взгляд это похоже на бесцельное подшучивание. На самом деле эти три персонажа постоянно борются за лидерство, чтобы придать структуру шутке.

Автор статьи: Jeffrey Morales

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный курс

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.