В предыдущей статье было рассказано о целях и задачах рисования на уроках в первом классе. Эти уроки можно сделать факультативом, так как в школах ведутся уроки по утверждённым программам.
Желательно настроить ребят на урок рисования, так как по расписанию у них несколько разных уроков.
Занятия по изобразительному творчеству в начальной школе
по программе "Рисуем в школе".
Цель . Закрепление старых и приобретение новых знаний, умений и навыков художественной деятельности. Развитие способности ребёнка самостоятельно использовать цвет как характеристику эмоционального состояния и отношения к предмету изображения.
Задачи:
- учить смешивать краски и получать разнообразные оттенки цвета;
- дать навыки работы с палитрой;
- развитие умения использовать различные инструменты и материалы;
- дать знание названий цветов и оттенков.
Уроки по данной программе проводятся один раз в неделю, 40 минут.
Вашему вниманию предлагаются конспекты нескольких уроков по программе "Рисуем в школе".
От урока к уроку дети рисуют увереннее.
Урок 17. Трафареты.
1. Приветствие. Игра «Колокольчик».
Чики - брики, время приближается, урок наш начинается.
2. Начинаем рисовать. (Разминка. Настрой на урок)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем рисовать.
Мы восьмёрки рисовали, а они у нас упали.
В руки кисточку возьмём,
Снова рисовать начнём.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг.
Нарисуем так и так,
Треугольник и квадрат,
Несколько кругов подряд.
А теперь добавим точки,
Крестики, нули, крючочки.
Рисовали, рисовали и немножечко устали.
Мы немного отдохнём,
Снова рисовать начнём!
Показать.
Портрет Ю. Гагарина.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Вопрос.
Почему мы сегодня вспомнили о Юрии Гагарине?
12 апреля – День Космонавтики. Ю. Гагарин – первый лётчик космонавт.
И сегодня мы с вами рисуем Космос.
Показать рисунки.
Раз, два, три, четыре пять,
Будем с вами рисовать, используя художественные приёмы, с которыми мы с вами познакомились.
Назовите:
Равномерное окрашивание,
Нанесение непрозрачных слоёв
Заливка
Жидкая гуашь
Тонкие линии кистью
Стирание границ
Размывание водой
Размывание краской
Сухая кисть.
На листе сделайте заливку, изображающее тёмное небо. Можно использовать несколько цветов.
Пока фон нашей будущей картины сохнет, познакомимся с новой темой урока:
Сегодня мы поговорим о трафаретах.
ТРАФАРЕТ – замечательный вспомогательный приём. Он позволяет исправлять, дополнять и менять работу, не затрагивая удачный фрагмент.
Делается трафарет из плотной бумаги или картона.
Раздать трафареты.
Начинающие художники, выбирая сюжет будущей картины должны посмотреть разные картины, фотографии, применить фантазию, воображение, чтобы нарисовать космический мир.
- Основная ошибка в применении трафаретов – применение слишком жидкой краски, затекающей под трафарет.
- С помощью трафарета – ракета, тонкой кистью нанесите её контур на лист, немного отступая от края трафарета. Закрасить ракету.
- Приложите трафарет круга на лист. Возьмите светлую краску любой кисточкой и быстро закрасьте пространство трафарета. Получилось светило в небе. Добавьте свои идеи в будущую картину.
РИСОВАНИЕ. Убрать краски.
Разминка.
Крестик- нолик.
Выходи, детвора,
Начинается игра! ( Рупор).
Ты ладони выставляй,
С нами пальцами играй. ( Руки вперёд, сжимаем кулачки).
Крестик – нолик, крестик – нолик. ( Скрещиваем пальцы)
Крестик- нолик, крестик – ноль.
Выходи, детвора,
Начинается игра! ( Рупор).
Свои руки выставляй,
И руками поиграй! ( Фонарики).
Крестик – нолик, крестик – нолик. (Скрещиваем руки перед грудью и делаем круг).
Крестик- нолик, крестик – ноль.
Выходи, детвора,
Начинается игра! ( Рупор).
Свои ноги выставляй,
И ногами поиграй. ( Поочерёдно ставим обе ноги на пятку).
Крестик – нолик, крестик – нолик. ( Прыгаем, Скрещивая ноги)
Крестик- нолик, крестик – ноль.
Урок 18.
Мазки.
1. Приветствие.
Игра «Колокольчик».
Чики - брики, время приближается, урок наш начинается.
2. Начинаем рисовать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем рисовать.
Мы восьмёрки рисовали, а они у нас упали.
В руки кисточку возьмём,
Снова рисовать начнём.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг.
Нарисуем так и так,
Треугольник и квадрат,
Несколько кругов подряд.
А теперь добавим точки,
Крестики, нули, крючочки.
Рисовали, рисовали и немножечко устали.
Мы немного отдохнём,
Снова рисовать начнём!
Показать.
Мельница.
Рисунок выполнен с помощью художественных приёмов Трафареты и Мазки.
Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними.
Плавные переходы между мазками отсутствуют, вся картина выкладывается из цветных пятнышек. Картина, выполненная таким образом, похожа на витраж или мозаичное панно
Картина может писаться мелкими мазками несмешанных, чистых цветов.
- Можно составит смеси из основных цветов, сделав промежуточные.
- Мазки можно оставить, «как есть» или растушевать, в этом случае нужно соблюдать аккуратность, иначе цвета мазков сольются, работа станет плоской и невыразительной. Гладкой.
- Нередко одна работа создаётся несколькими приёмами, в том числе и мазками.
Ошибки.
- Мало краски на кисти (вместо мазка получаются еле заметные точки и штрихи).
- Кисть не соответствует нужной форме мазка.
Важно!
- Для работы мазками на кисти должно быть много густой или жидкой краски.
- Мазки наносятся в промежутки между мазками иного цвета.
- Влажной кистью растирают границы мазков. Кисть окрашивается средним цветом, что даёт эффект мягких переходов.
- Цвета можно перемешивать прямо на картоне, избегая полного перемешивания.
Форма мазка зависит от формы кисти.
- Получить мягкий расплывчатый след от кисти можно, окунув в краску влажную кисть только одной стороной.
- Многоцветный мазок получается, если на палитре расположить рядом несколько цветов.
Рисование.
1. Трафаретом рисуем мельницу.
2. Фон мазками.
3. Перспектива.
4. Композиция.
5. Цветовая гамма.
6. Итог. Оценка.
Разминка.
Крестик- нолик.
Выходи, детвора,
Начинается игра! ( Рупор).
Ты ладони выставляй,
С нами пальцами играй. ( Руки вперёд, сжимаем кулачки).
Крестик – нолик, крестик – нолик. ( Скрещиваем пальцы)
Крестик- нолик, крестик – ноль.
Выходи, детвора,
Начинается игра! ( Рупор).
Свои руки выставляй,
И руками поиграй! ( Фонарики).
Крестик – нолик, крестик – нолик. (Скрещиваем руки перед грудью и делаем круг).
Крестик- нолик, крестик – ноль.
Выходи, детвора,
Начинается игра! ( Рупор).
Свои ноги выставляй,
И ногами поиграй. ( Поочерёдно ставим обе ноги на пятку).
Крестик – нолик, крестик – нолик. ( Прыгаем, Скрещивая ноги)
Крестик- нолик, крестик – ноль.
Урок 14.
Сухая кисть.
1. Приветствие.
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики!
Покажите ручки,
Покажите пальчики.
Раз, два, три, четыре пять,
Будем с вами рисовать.
Рисуем фон.
Солнышко лучистое улыбнулось весело,
Потому что мамочке мы запели песенку.
Песенку простую ля-ля-ля,
Песенку такую ля-ля-ля.
У бабушки нашей хватает забот,
Для Тани с Наташей и вяжет и шьёт.
Мамин праздник в последнее воскресенье ноября празднуется в России. Во многих странах этот праздник очень важный. Когда такого праздника не было в России мам, бабушек, девочек и всех женщин поздравляли 8 марта. К этому празднику готовили подарки и открытки. Самый лучший подарок – цветы. Если их нельзя купить, то можно нарисовать. (Картины).
Будем осваивать художественный приём «Сухая кисть».
Сухая кисть – прекрасный способ изобразить много линий, проведённых в одном направлении.
Самый удобный приём для изображения травы, меха животный и волос, пушистых поверхностей (например, пушистых тканей), травы, цветов или листьев растений.
- Сухой кистью рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе (картона).
- След от одного взмаха сухой кистью создаёт впечатление длительной работы тонкой кистью в одном направлении.
- В качестве сухой кисти чаще всего используют кисть с жёсткой щетиной, хотя могут быть и исключения. Кисти могут быть самыми разнообразными по форме: плоскими и круглыми, широкими и узкими.
- Хороши в работе старые, потёртые кисти.
- На сухую кисть набирают немного густой краски.
- Крупные детали картины, изображаются большой кистью, мелкие - мелкой.
Перед нанесением краски на лист, краска втирается в кисть, распушается о палитру или черновик.
Для получения мазка похожего на группу цветов или ветви деревьев кисть ведут сверху вниз. Траву – снизу вверх. Кисть должна оставлять за собой множество мелких линий.
Ошибки .
- Если много краски на кисти получается мазок, а не эффект сухой кисти.
- Мало краски – вместо полосок получаются точки и штрихи.
- В кисть краска не втирается, а слегка наносится. Кисть нужно проверять на черновике, вытирать обязательно тряпочкой. Сухой кистью рисуем цветы.
Урок 16.
Размывание краской.
1. Приветствие.
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики!
Покажите ручки,
Покажите пальчики.
Раз, два, три, четыре пять,
Будем с вами рисовать.
На лист нанесите бледно-голубую краску и дайте ей высохнуть.
Пока фон нашей будущей картины сохнет, познакомимся с новой темой урока:
«Размывание краской». Размывание краской позволяет смешивать цвета прямо на картине, минуя палитру.
Происходит смешивание краски на кисти и высохших красочных слоях, нанесённых на картину. Этот приём позволяет быстро вносить изменения и исправления в готовую работу без подбора цветовых смесей на палитре. Размывание краской создаёт множество оттенков и позволяет их гармонично вписать в цветовую гамму картины.
Важно!
Высохшие слои размывают небольшим количеством жидкой краски.
- Для этого используют кисть с упругим волосом.
- Движения кисти при размывании могут быть самыми разнообразными.
- Главное подолгу не размывать краску на одном месте.
Ошибки.
- Использование густой краски. Густая краска окрашивает нижний слой, а не размывает его. Цвета не перемешиваются.
- Размывание краской плохо будет выглядеть на тонком слое гуаши, выполненном жидкой краской. Это происходит из-за того, что краски слишком мало.
- При размывании большим количеством краски смешивание с нижним слоем будет незаметно. Верхний слой перекроет нижний.
- Художественный приём «Размывание краской» может не получиться, если очень долго растирать краски на одном месте.
Яблони в цвету, какое чудо,
Яблони в цвету, я не забуду,
Только дни считать не стану в грусти,
Просто буду ждать весны грядущей.
Картина Цветущая ветка. Яблоня.
Белой краской рисуем цветы Коричневой ветки. Зелёной листья Размываем красной краской белые лепестки цветов. Получаем розовый цвет. Добавляем пчёлок.
Поставить оценки.
Урок 15.
Размывание водой. Рисуем разными кисточками.
1. Приветствие.
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики!
Покажите ручки,
Покажите пальчики.
Раз, два, три, четыре пять,
Будем с вами рисовать.
Размывание или размывка – смешивание краски верхнего слоя с краской нижнего слоя.
При размывании водой с помощью влажной кисти растираются слои высохшей краски. Получаются цвет, средний между цветами верхнего и нижнего слоёв.
За счёт этого приёма получается многоцветье при смешивании всего двух цветов.
С помощью влажной кисти растираются слои высохшей краски.
Получается цвет, средний между цветами верхнего и нижнего слоёв с большим веером их оттенков.
Размывать можно краску положенную не только в два слоя , - слоёв может быть много. Но в этом случае, трудно предсказать какой будет оттенок
И так важно:
- Кисть должна быть влажной, а не мокрой, иначе остаются тёмные и светлые ореолы.
- Чуть влажная кисть может не смочить краску.
- Не растирать краски на одном месте.
- Размывание водой будет плохо выглядеть на тонких слоях, выполненных жидкой краской.
Гостья. (Песня).
Трафареты. Медведь.
Рисуем. ( Показ и рассказ)
Викторина.
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идёт.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает! ( Народная песня)
1. Кого лечила Маша?
2. Из чего варила Маша варенье?
3. Про чьи следы говорила Маша с Медведем?
4. Вместо кого ходили Маша и медведь работать?
5. Где хотела Маша учиться?
6. Что сказала Маша, когда съела одну конфету?
7. Что надела Маша на голову в мультфильме, где варила варенье?
8. Про кого пела Маша в серии про следы?
9. На чём играет Маша в начале каждого фильма?
10. Какие вопросы задавала Маша, когда она ходила с медведем на рыбалку?
11. Что делала Маша, чтобы отвлечь Медведя от просмотра футбола по ТВ?
12. Что делала Маша, когда училась математике на яблоках?
13. Урожая чего ждал Медведь?
14. Кто вместе с Медведем ждал урожая моркови?
15. Из-за чего волки украли Машу?
16. Что помогло Маше разрушить забор?
17. Кого поймала Маша на рыбалке?
18. Что поймал на рыбалке Медведь?
19. Что построила Маша на уроке труда?
20. Кем была Маша, когда дарила новогодние подарки?
21. Кто помогал Маше кататься на коньках?
Ответы.
1. Волка.
2. Грибы.
3. Зайца и волка.
4. Деда Мороза.
5. В школе.
6. «Вкусновато, но маловато».
7. Банку.
8. Про зверей Носорога, бегемота и др.
9. На балалайке.
10. «А у меня клюёт?», «А как клюёт?», «А где клюёт?»
11. Звонила по телефону.
12. Ела яблоки.
13. Моркови.
14. Заяц.
15. Из-за холодильника. В нём было много еды.
16. Снежный ком.
17. Золотую рыбку.
18. Сапог, банку.
19. Большой корабль.
20. Снегурочкой.
21. Медведь и Медведица.
Урок 13.
Стирание границ
1. Приветствие.
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики!
Покажите ручки,
Покажите пальчики.
Раз, два, три, четыре пять,
Будем с вами рисовать.
Тема нашего прошлого урока: «Тонкие линии кистью».
Мы рисовали пейзаж, используя такие художественные приёмы, как:
- Равномерное окрашивание
- Нанесение непрозрачных слоёв
- Заливка
- Жидкая гуашь
- Тонкие линии кистью
Осваивая эти художественные приёмы, вы можете рисовать картины по замыслу, можете срисовывать понравившиеся вам картины, что помогает развивать полученные знания, умения и навыки.
Итак, чтобы начать осваивать новую тему, мы с вами подготовим фон нашей будущей картины, используя художественные приёмы: Равномерное окрашивание, заливка, жидкая гуашь. Цвет фона – жёлтый и зелёный. Лист короткой стороной к себе.
Пока сохнет фон. Познакомимся с темой нашей работы.
« Облака. Жираф».
Живописный приём «Стирание границ» применяется тогда, когда есть необходимость в стирании границ между двумя мазками.
Две краски плавно соединяются путём плавного перехода друг в друга. Таким образом создаётся мини заливка. Этот приём используется при работе с мелкими деталями.
Границы между двумя мазками стираются только тогда, когда краски высохнут. Белой краской рисуем облака.
Облака рисуют густой краской.
Не проводите несколько раз по одному месту. Иначе нижние края краски размокают и смешиваются с верхними слоями.
Кисть тщательно промыть в банке с чистой водой.
Вытереть тряпочкой, двигая древком вперёд.
Пальцами расплющить волоски кисти в лопатку.
Этой лопаткой проведите по границе между цветовыми пятнами.
Намокая, гуашь темнеет.
Этот приём повторяем ещё раз. Затем так же делаем с верхней частью облака. Делаем, разную ширину растушёвки на облаке.
Теперь рисуем Жирафа оранжевой краской.
Есть на свете место
Беззаботное,
Где гуляет важно,
Словно граф,
Очень длинношеее
Животное
Под чудным названием
"Жираф".
До чего же, до чего же
Всем нам хочется, братцы,
На жирафе, на жирафе
На живом покататься!
До чего же хочется, братцы,
На живом жирафе покататься!
Время проведём
Вполне приятно мы,
Будем вместе петь
И танцевать.
У жирафа-графа
Шкура с пятнами -
Можно с ним
В пятнашки поиграть!
До чего же, до чего же
Всем нам хочется, братцы,
На жирафе, на жирафе
На живом покататься!
До чего же хочется, братцы,
На живом жирафе покататься!
Там зимой и летом
Вечно зелено,
И стоим мы,
Головы задрав.
До жирафа всё
Доходит медленно,
Всё равно нам нравится жираф!
До чего же, до чего же
Всем нам хочется, братцы,
На жирафе, на жирафе
На живом покататься!
До чего же хочется, братцы,
На живом жирафе покататься!
Рисуем пятна коричневой краской. Проводим тонкие линии. Рисуем деревья или кусты. Украшаем рисунок.
Урок 12.
Тонкие линии кистью. Трафарет.
1. Приветствие.
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики!
Покажите ручки,
Покажите пальчики.
Раз, два, три, четыре пять,
Будем с вами рисовать.
- Мы с вами уже изучили ряд художественных приёмов, например – мазки.
На прошлом уроке мы рисовали пейзаж. (РИСУНОК) используя такие приёмы, как «Заливка» и «Жидкая гуашь».
Сегодня наша задача освоить приём нанесения тонких линий кистью.
Начинающие художники часто испытывают трудности в нанесении тонких линий.
- Из-за нехватки навыка линии получаются неровными, оказываются не на месте, кончик кисти не попадает в нужное место изображения.
- Правильное удержание кисти позволяет избежать ошибок, вызываемых дрожанием руки и лишних огорчений.
- Кисть двигают древком вперёд.
- Волоски оставляют за собой след так, что проведённая линия остаётся позади.
- Кисть напоминает лодку, буксируемую рукой, а линия краски, тянущаяся за ней, - след на воде.
Основной принцип удержания кисти: чем ближе к волосу – тем линия ровнее и точнее, чем дальше – тем менее ровный след оставляет кисть.
- Не забывайте про угол, под которым кисть касается бумаги. Угол должен быть острым, кисть двигают, не поднимая высоко от поверхности. Иначе волоски оставят после себя неровную, неравномерно окрашенную линию.
При тонкой работе, например, рисовании мелких деталей, трудно удерживать руку на весу. Для облегчения задачи положите руку на бумагу.
- Чтобы работа не испачкалась, а гуашь не потёрлась, положите под руку листок бумаги.
Не все движения одинаково легки и естественны. Старайтесь использовать те движения, которые для вас более просты, поворачивайте свою работу так, чтобы рисовать было удобно.
ОШИБКИ.
Провести тонкую линию толстой щетинной кистью.
Мало краски на кисти.
Для нанесения точных линий держать кисть за древко.
Для нанесения точных линий держать кисть на весу.
Кисть перед нанесением на бумагу не проверяют на черновике.
Предлагаю нарисовать картину, используя полученные знания о художественных приёмах:
Равномерное окрашивание,
Нанесение непрозрачных слоёв,
Заливка,
Жидкая гуашь,
Тонкие линии кистью.
Для оживления картины будем рисовать самолёты. Кто сам, кто, используя трафарет, который накладывается на рисунок и кистью наносится второй слой и тонкими линиями прорисовываются детали картины.
Самолёт построим сами,
понесёмся над морями,
понесёмся над лесами,
понесёмся над горами,
а потом вернёмся к маме.
Рисование.
Заливка. Небо.
Нанесение непрозрачных слоёв. Горы. Море.
Тонкие линии кистью - Рисование самолёта, деревьев.
Кто хочет, может воспользоваться трафаретом.
Подведение итогов.
Желаем творческих успехов!