Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.
"Camembert Electrique" - второй студийный альбом Gong, и первый, на котором появляются сделавшие группу знаменитой Радио-Гномы с планеты Гонг. Фактически, ''Camambert Electrique'' - это приквел к трилогии о Радио-Гномах, Горшкоголовых Эльфах и Октавных Докторах.
Говорят, что этот альбом писался строго в полнолуния мая, июня и сентября 1971 года, но это не точно.''Camambert Electrique'', по мнению критиков, говорит о Gong как о группе "психов, которым случилось быть ещё и превосходными музыкантами". Один из критиков пошёл в оценке альбома ещё дальше: "Сид Баррет встречается с Фрэнком Заппой и они делятся личным опытом общения с инопланетным разумом". Далее, тот же автор сообщает нам следующее:
"На "Camembert Electrique" Аллен впервые завел речь о Радиогномах с планеты Гонг, но будущие три альбома было решено посвятить исключительно им и их галактическому окружению. Так родилась трилогия о Радиогномах, состоящая из трех дисков: "Flying Teapot", "Angels Egg" и "You". Сюжет истории бесконечно мутный, и исследователи до сих пор в нем толком не разобрались, но завязка примерно такова:
Некий египтолог, разводящий свиней на ферме, приобретает волшебную сережку у Фреда Рыбы. Обнаруживается, что мистический гаджет принимает трансляции передач радиостанции "Невидимые Радиогномы" с планеты Гонг. В итоге египтолог с Рыбой отправляются в Гималаи с целью постичь насущное знание. А в это время в Лондоне у еще одного персонажа - Нуль Героя - проявляются видения, в ходе которых он начинает поклоняться зеленым фейкам с пропеллерами на макушке. И это - поверь - только самое начало истории."
Запись ''Camambert Electrique'' проходила во французском замке Шато д'Эрувиль. В студии, которая там находится, впоследствии работали многие известные группы и исполнители, включая Pink Floyd, Jethro Tull, Uriah Heep, Elton John и многих, многих других. Фактически, культовое место.
Не знаю, как насчёт работы в полнолуние, но официально запись заняла четыре месяца - с июня по сентябрь 1971 года. В продажу пластинка впервые попала в октябре 1971, будучи выпущенной на французском лейбле BYG Actuel. В Англии, на Virgin Records, её напечатали только в 1974 году, и продавали за какие-то смешные деньги (50 пенсов, насколько мне известно). Впоследствии она выдержала множество переизданий.
Странное, комедийное музыкальное видение Дэвида Аллена, представленное на первом альбоме гонга, "Magick Brother", продолжается с "Camembert Electrique". Космическая, психоделическая атмосфера вездесуща. Кроме того, насмешливые аранжировки, неортодоксальные гармонические решения и странные тексты песен играют решающую роль в отличительном звучании альбома.
На обложке изображена черно-белая мандала с различными комедийными набросками, рисунками и подписями вокруг названия группы и альбома. На развороте мы видим фотографию всех участников группы в странных нарядах. Трек-лист и список персонала, а также примечания к вкладышу выглядят написанными от руки с многочисленными рифмами и каламбурами. Большая подпись гласит: "Это первый альбом группы Gong The Band And Family, записанный во Франции в 1971 году."
Кроме того, каждый музыкант получает свое собственное прозвище. Дидье Малерб, саксофонист и флейтист, получает псевдоним "Bloomdido Bad De Grasse" и, как утверждается, играет на "нахальном саксофоне" и "плавающей флейте". Кристиан Трич, играющий на "акваланг-басу", получает титул "Капитан Подводной Лодки". Имя Пипа Пайла не меняется, но на передней обложке можно заметить подпись "Пип-Хип". Инструменты, на которых играет Пайл, включают "drumns" и "breakage".
Дэвид Аллен называет себя "Берт Камамбер", в то время как Фрэнсис Линон, звукорежиссер группы, числящийся "switch doctor and mix master", получает прозвище "Venux De-Luxe", а Джилли Смит, партнер Аллена, нарекается "Шакти Йони". Сын Роберта Уайатта, Сэм, сфотографирован вместе с участниками группы. Кроме того, были приглашены двое гостей, чтобы помочь записать альбом. Эдуард Луиз, прозванный "Эдди Луис", играет на органе Хаммонда и фортепиано, на одном из треков. Константин Симонович играет так называемое "поэтапное пианино" на одной пьесе.
Дэвид Аллен ("Берт Камамбер ") - гитара (все, кроме 9), вокал, бас-гитара (9).
Джилли Смит ("Шакти Йони") – космический шепот.
Дидье Малерб ("Bloomdido Bad De Grasse") – саксофоны, флейта
Кристиан Трич ("Капитан Подводной Лодки") – бас-гитара (все, кроме 9), гитара (9).
Пип Пайл – барабаны.
Приглашённые музыканты:
Эдди Луис – орган Хаммонда и фортепиано на (3).
Константин Симонович – фортепиано на (5).
1. "Radio Gnome Prediction" (Предсказание Радио-Гнома) - открывает пластинку короткий коллаж звуковых эффектов.
2. "You Can't Kill Me" (Ты не можешь убить меня) - это классика, визитная карточка уникального звучания Gong, которое можно определить, как "космический джаз".
3. "I've Bin Stone Before" - раздольная "застольная" песня под орган. Мне она напоминает "Из-за острова на стрежень".
4. "Mister Long Shanks/O Mother/I Am Your Fantasy" ( Мистер Лонг Шанкс/О Мама/Я-Твоя Фантазия) - первая часть композиции представляет собой джаз-роковую "частушку" с ближневосточными мотивами. Во второй части мы слышим знаменитый "космический шепот" Шакти Йони.
5. "Dynamite/I Am Your Animal" (Динамит/Я-Твое Животное). - жутковатая джаз-роковая композиция с сексуальным подтекстом.
6. "Wet Cheese Delirium" (Мокрый Сырный Бред) - это очень короткая пьеса с забавно произнесенными словами и сэмплированными звуками.
7. "Squeezing Sponges Over Policemen's Heads" ( Выжимание губок над головами полицейских). - ещё чуть более 10 секунд сэмплированных голосов.
8. "Fohat Digs Holes In Space" (Фохат Роет Дыры В Космосе) - один из самых захватывающих треков на альбоме, состоящий из трёхминутного кислотного трипа в начале, и обычной психоделической рок-мелодией образца 1967 года во второй половине.
9. "And You Tried So Hard" (И Ты Так Старался) ещё один типичный образец психоделики конца 60-х.
10. "Tropical Fish/Selene" (Тропическая Рыба/Селена) - возможно, одна из классических песен прогрессивного рока и квинтэссенция музыки кентерберийской сцены.
11. "Gnome The Second" (Гном Второй) заканчивается пластинка так же, как и начинается - коротким коллажем звуковых эффектов.
Этот альбом Gong - отдельная планета. Если вы включаете "Camembert Electrique", то немедленно уноситесь с Земли в космос. Не забудьте пристегнуть ремни!
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Gong вы можете прочитать у меня здесь:
''Radio Gnome Trilogy vol.2 - Angel's Egg'', 1974
''Radio Gnome Trilogy vol.3 -You'', 1974