Найти тему
Журнал «Баку»

Полет в легенду: история первой азербайджанской летчицы Лейлы Мамедбековой

На одной из центральных улиц Баку установлен памятник Освобожденной женщине Востока: молодая красавица решительно срывает чадру и открывает для себя мир. Наша героиня, еще в 1926 году прятавшая лицо за темной тканью, к 1931-му осознала, что целого мира ей мало. Она хотела еще и небо. И небо приняло ее.

Лейла Мамедбекова (Зейналова), которой суждено было стать первой женщиной-летчиком на Востоке, родилась в 1909 году в Баку в рабочей семье. Ее отец Алескер Зейналов приходился двоюродным братом известному актеру Гусейну Араблинскому и был членом мусульманской социал-демократической партии «Гуммет». Семья Зейналовых дружила с писателем Нариманом Наримановым, будущим главой правительства советского Азербайджана.

Возможно, в этом родстве и в этой дружбе стоит искать корни тяги маленькой Лейлы к наукам и искусствам. Она прекрасно играла на фортепиано и таре, говорила по-французски. Такая девушка не могла не привлечь внимание мужчин, хотя юной Лейле и невозможно было выйти на улицу без чадры.

По обычаям того времени замуж Лейла вышла совсем девочкой, в 14 лет. Своего будущего мужа она встретила в доме, в котором жила. Семья Зейналовых снимала квартиру в здании, принадлежавшем семье кюрдаханского бека Бахрама Мамедбекова. Увидев Лейлу, он влюбился в нее без памяти.

После того как доходные дома были национализированы, Бахрам Мамедбеков вынужден был искать работу. В 1925 году он вступил в партию и, поскольку грамотные люди были на вес золота, сразу занял руководящую должность в типографии. Позже Бахрам получил экономическое образование и долгое время возглавлял Профсоюзный банк в Баку.

Лейла также не сидела дома, она была активным членом женского клуба имени Али Байрамова. В 1928 году недалеко от дома молодой семьи открылся аэроклуб, и Лейла немедленно записалась в него. Говорят, что первое время единственную девушку по дороге на занятия и домой охраняли однокурсники – мало ли что может случиться. Ведь на рвущуюся в небо красавицу косо смотрели соседи.

Февраль 1931 года стал переломным в биографии Лейлы Мамедбековой – первый полет на учебном У-2 с инструктором. Прошло еще пять месяцев, и вот уже первый самостоятельный полет. Волнения и страхи позади, впереди небо. Впервые женщина Востока управляет летательным аппаратом. В ту пору Лейле Мамедбековой было всего 22 года. Но выбор профессии был сделан раз и навсегда.

Рассказывают забавную историю о начале пути первой азербайджанской летчицы. Как любая красавица, Лейла очень гордилась своей роскошной длинной косой. Правда, в полете эта красота доставляла одни неприятности: когда ветер врывался в открытую кабину У-2, она нещадно хлестала пилота по лицу. Поэтому, когда Лейлу Мамедбекову отправили в Москву повышать квалификацию, руководство потребовало во избежание несчастного случая косу отрезать. Жестокое требование для любой женщины, а уж для восточной красавицы – так просто бесчеловечное. Пришлось ссылаться на запрет мужа. Тогда Бахраму Мамедбекову было составлено официальное письмо с просьбой разрешить супруге отрезать косу. В ответ пришел категорический отказ. Но Лейла уже не могла жить без неба и была готова на жертву. Отрезанную косу она ценной посылкой отправила мужу в Баку. Символичный жест: словно отсекла пуповину, связывавшую ее с землей. Теперь она принадлежала только небу.

-2

О мастерстве летчицы Мамедбековой восторженно отзывались известные асы: Водопьянов, Гризодубова, Слепнев. Там же, в Москве, Лейла совершила свой первый прыжок с парашютом. В Музее истории Азербайджана хранится дорогая для Лейлы Алескер гызы реликвия – свидетельство: «Инструктор-пилот Мамедбекова во время тренировки в Центральной летно-технической школе Осоавиахима СССР 17 марта 1933 года совершила прыжок на парашюте ПТ-I». Это был первый прыжок Лейлы и второй в стране среди женщин, после Нины Камневой. Прыжки тогда были необязательными, и инструктор Павел Головин, впоследствии Герой Советского Союза, отговаривал Лейлу. Но она твердо заявила: «Я буду прыгать». И Мамедбековой вручили единый в стране значок парашютиста под номером 84.

Вернувшись в Азербайджан, Лейла Мамедбекова, к тому времени кавалер ордена «Знак Почета», часто летала с агитационными выступлениями по регионам республики, беседовала с женщинами в деревнях. За новую жизнь женщин Востока Лейла Мамедбекова боролась не только личным примером, но и с помощью киноискусства. В 1934 году на Азгоскинопроме (будущая киностудия «Азербайджанфильм») вышел фильм режиссера Микаила Микаилова «Исмет, или Смерть адата» о судьбе азербайджанки, восставшей против средневековых традиций и устоев. Лейла Мамедбекова была прототипом героини и лично участвовала в съемках, выполнив все трюки и фигуры высшего пилотажа.

Впрочем, судьба Лейлы просилась не только на экран. Великий Самед Вургун написал о ней стихи, лирический поэт Микаил Мушфиг посвятил ей две поэмы, «Афшан» и «Шойля». Известная художница Александра Якушева, посетившая Азербайджан в 1932 году, создала несколько теплых, домашних портретов прославленной летчицы и один парадный – специально для московского Музея революции. Забавно, но застенчивая Лейла с той поры перестала ходить в этот музей, чтобы избежать свидания со своим двойником на холсте.

В 1930-е годы в СССР летчики были народными любимцами и иконами стиля. Именно подвиги пилотов во время спасения арктической экспедиции «Челюскина» вдохновили руководство страны на учреждение высшей награды – звания Героя Советского Союза. В каждом дворе мальчишки играли в Ляпидевского и Водопьянова. А в бакинских двориках и у девочек была своя героиня – «хозяйка неба» Лейла Мамедбекова.

К началу Великой Отечественной войны Лейла была уже матерью четверых детей, и командование категорически воспротивилось ее желанию отправиться на фронт. Мамедбекова осталась в Баку и добилась права открыть курсы по подготовке пилотов, парашютистов и десантников. Ее считали строгим, иногда даже излишне придирчивым наставником. Но она понимала, что отвечает за жизни тех, кого готовит к тяжелой работе военных летчиков. Может, поэтому все выпускники очень тепло прощались с ней, уходя на фронт. Воевал с фашистами и ее старший сын Фирудбек, тоже летчик: в 1942 году он записался добровольцем.

В последний раз Лейла Мамедбекова подняла самолет в небо в 1949 году. Сердце стало пошаливать, и врачи запретили ей полеты. Что ж, 18 лет в небе – это красивая, трудная, но счастливая биография. Ее труд был отмечен правительственными наградами, среди которых и медаль Материнства.

В 2009 году к 100-летию со дня рождения легендарной летчицы «Почта Азербайджана» выпустила марку: на нас смотрит молодая хрупкая девушка в летном шлеме и с кубиками на петличках, а на дальнем плане в рассветное утро взлетает старый добрый У-2. Полет продолжается – полет в легенду.

Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской Республики

Журнал "Баку"