Здравствуйте! Есть актёры, которые «раскалываются» из-за любой мелочи. Палец покажи на сцене и он уже улыбается. Но как быть, если играешь очень серьёзную роль? Поговорим об актёрах, которые прослыли излишне смешливыми, как это сказывается на их работе, какие за это бывают наказания и замечает ли зритель неуместные смех и улыбки.
Дорогие читатели, наверняка, вы хоть раз, придя в театр на спектакль, замечали «расколы» артистов. Во время спектакля часто что-то идёт не по плану и все актёры по-разному на это реагируют. Кто-то впадает в ступор, кто-то старается вырулить и импровизировать, а кто-то не может сдержать смех или хотя бы улыбку. Мои педагоги говорили, что «раскол» - это непрофессионально и хороший актёр, смеясь в неподходящий момент, срывает спектакль или съёмку, не уважает своего зрителя и коллег. Но после института я встретился на съёмках с прекрасным актёром Вадимом Андреевым, который мне рассказал о «расколах» немного иначе.
На съёмках «Кадетства» часто были смешные моменты. Там была такая дружная команда и ребята любили подшутить друг над другом. (По-доброму). В один из съёмочных дней так вышло, что все без исключения актёры «раскололись» прямо в кадре. Причём, снимали весьма серьёзную сцену. Режиссёры тогда объявили перерыв, а я оказался в вагончике с Андреевым, который сокрушался о задержке смены. Я навсегда запомнил его слова - «Не раскалываются только роботы! А актёр должен быть живым, реагировать на всё вокруг и отыгрывать любое событие. А если уж нет возможности не засмеяться, то нужно это сделать органично, в рамках роли. Евстигнеев с Ефремовым постоянно раскалывались и подшучивали друг над другом, но ни разу не выходили из ролей и не срывали съёмку или спектакль!»
И ведь правда - если актёр просто засмеялся, то он сразу рушит атмосферу и подставляет партнёров. В кино, конечно, можно сделать дубль, а в театре иногда дают занавес после расколов и возвращают зрителям деньги. Андреев прав - любой смех можно направить в русло роли, даже если сцена серьёзная. Помню я работал в антрепризе, играли «Ромео и Джульетту». Финальная сцена, отец Ромео стоит в склепе, произносит свой финальный монолог, в котором он должен рыдать, но тут он начинает смеяться. Мы все ошарашено смотрим на него и не понимаем что происходит. А он истерично заливается смехом и говорит монолог. Получилось очень жутко и необычно, но сцена стала даже сильнее. Как оказалось, он увидел, что Ромео лежит на полу с расстёгнутой ширинкой и это сначала выбило актёра из роли, рассмешило не на шутку. Он понял, что терять уже нечего и сыграл монолог так. Режиссёр даже похвалил его, а зритель подумал, что так и должно было быть. Я не могу забыть эту истерику и сквозь жуткий смех слова: «Жена моя сегодня умeрлa...»
Сейчас я снимаюсь в сериале для Первого канала и один из артистов очень сильно тормозит процесс. Он и в жизни весьма смешлив, постоянно травит анекдоты и байки. А как выходит в кадр, режиссёр просит, чтобы никаких импровизаций. Однажды, к нам на площадку забежала бродячая собака и начала просто наблюдать за процессом. А этот актёр увидел её и начал смеяться, причём до слёз. Он хорошо играет и талантливо, но из-за него бывают нехилые задержки.
Про Евгения Евстигнеева, кстати, есть очень много историй и легенд о его уникальной возможности раскалываться и раскалывать. Мне очень нравится байка про то, как он играл Сатина в горьковском «На дне» и полностью забыл свой коронный монолог. Стоит молчит и смотрит на других актёров. Смотрит с явным посылом, что они что-то должны говорить, мол, это не он забыл текст, а они. Проходит минута, две и, может быть, больше в полной тишине. Актёры начинают по одному раскалываться и уходить со сцены пока Евстигнеев не остался один. Он посмотрел в зрительный зал и печально так, не выходя из образа, сказал: «Все ушли и я пойду». Вышел со сцены, повторил текст и сцену сыграли заново.
К моему сожалению, и в моей актёрской практике были случаи расколов. Когда, например, в спектакле «Царевна - Лягушка», в котором я играл Ивана - Царевича, актриса прозевала свой выход и выбежала на сцену, не успев до конца застегнуть костюм медведицы. Я не смог сдержать смех и с большим трудом говорил текст, ведь медведица вышла без одной лапы, с распахнутой спиной и отваливающейся головой. Её потом, кстати уволили. А вообще, есть режиссёры, которые не терпят смешливых артистов. В моём первом театре за такое штрафовали, причём ощутимо. На некоторых съёмках я тоже наблюдал, как расколовшихся штрафуют за задержки. Самое досадное, что зритель часто такое замечает и может даже разочароваться в театре. Итак, подводя итог, я считаю, что если актёр раскалывается, то он не погружен в роль и халтурит. Но если случается что-то из ряда вон, то смех должен быть направлен в нужное русло и не срывать действие. А вообще, как правильно говорил Вадим Андреев - актёр должен быть живым и если уж раскалываться, то как Евстигнеев.
А вы были свидетелями актёрских расколов? Как к этому относились? Портилось ли у вас впечатление от спектакля? Напишите, пожалуйста, в комментариях.
Ставьте «лайк», если статья была вам интересна. Удачи вам и только приятных впечатлений от театра и кино!
Автор: Сергей Марочкин