Найти в Дзене
Э-эскизы

Забытый гений нашего хоккея – Альметов Александр Довлетович

Не смотрите на залысины, Альметову тут 26 лет
Не смотрите на залысины, Альметову тут 26 лет

Семь лет весь хоккейный мир восхищался великолепно результативной игрой первой советской супертройки атаки: Альметов –Локтев – Александров. Эту тройку создал Тарасов в ЦСКА, положив зачин тем самым. Семь этих лет были с 1960-го по 1967-м.

Потом Вениамин Александров еще играл в следующей прото-великой тройке с Михайловым и Петровым. Харламов там позже появился. Потом в нашем хоккее сохранялась традиция создавать на базе ЦСКА ударную (первую) тройку нападающих для сборной. После Михайлов-Петров-Харламов настала очередь Макаров -Ларионов-Крутов, следующими должны были стать Могильный-Фёдоров-Буре. Но не случилось, к сожалению, СССР тут развалилось. Впрочем, всем известно, какими звёздами стали в НХЛ Буре, Могильный и Фёдоров. Тут есть вопрос, а если бы СССР продолжился, играли бы они все так же долго, радуя нас всех чудесным мастерством? Или спились бы к 27-ми, как Альметов?

Альметов был не хуже, чем Харламов, он был провозвестником его поистине гениальности.

Я себя помню ребенком, ждущим маму, она должна вернуться в полночь со второй смены на заводе, а мне без неё не заснуть – почему-то тревожно, и я смотрю чемпионат мира по хоккею 1967-го года по нашему телевизору «Рекорд», восхищаясь игрою Альметова, Фирсова, Александрова, Рагулина и всех наших из той великой команды. Вообще Альметов за 35 игр на чемпионатах мира забил 30 шайб. Сейчас такое, конечно же, представить очень трудно, игра меняется, но…кто знает? Результативность в хоккее всё растет, осталось дождаться рождения гением, как Харламов, Альметов или Гретцки. Ну, ладно, добавим еще и Горди Хоу (за долголетие м воспитание сыновей), Бобби Халла – за неистовость, Эспозито за то, что выдал дочку замуж за Назарова…ну, вы поняли, добавлять-то можно бесконечно, а гениев – их лишь чуть-чуть.

Почему Альметов 1940-го рождения в 1967-м карьеру хоккеиста завершил? Пил очень много, нетрезвым приходил на тренировки ЦСКА Тарасова, выпивши играл в матчах чемпионата СССР. Играл при всём при этом – гениально. А кто не пил тогда, скажи, тот же Локтев умер от цирроза, но времена менялись, спорт стремительно интенсифицировался, к гениальности в конце 1960-х уже нужна была и работоспособность, и сила воли, и режим-режим-режим.

Есть легенда, что Альметов после карьеры хоккеиста работал на кладбище, мол, рыл могилы. На самом деле, даже если это так, нас всех в СССР учили, что все работы хороши и никакая не зазорна. Всё же, у него отец был генерал-танкист, не последний в академии бронетанковых войск СССР.

Впрочем, нам, поклонникам его искусства, совсем не важно, работал он после 1967-го на кладбище или на кафедре физвоспитания (а он ведь в 27 уже был змс) академии бронетанковых войск СССР. Главное в том, что с тех пор мы не видели его игры в хоккей. Он умер в возрасте 52 года от пневмонии (как это ныне звучит актуально!), в 1992-м, вернувшись из поездки в США.

Как всё же много великих людей не помнит сегодня никто.