Найти тему

Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» рассказал об основных направлениях развития аэронавигационной системы РФ

Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко выступил на научно-практической конференции «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России», прошедшей в Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского» в онлайн-формате, с докладом «Основные направления развития Аэронавигационной системы Российской Федерации». Предлагаем Доклад Вашему вниманию.

-2

С целью поступательного перехода к аэронавигационной системе России более высокого уровня, разрабатываются проекты программных документов, направленных на совершенствование системы ОрВД России, прежде всего – это Стратегия развития Аэронавигационной системы до 2030 года, разработанная в соответствии с федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Данная стратегия является неотъемлемой частью системы стратегического планирования Российской Федерации и разработана на основе Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России. В Стратегии под Аэронавигационной системой Российской Федерации понимается совокупность организаций, инфраструктуры и процессов организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей. Стратегия определяет цели и направления развития Аэронавигационной системы Российской Федерации на период до 2030 года, и является основой для разработки Аэронавигационного плана Российской Федерации, внесения изменений в нормативную правовую базу в сфере аэронавигации, планирования инвестиций в исследования, внедрения новых технологий и оборудования. Аэронавигационный план Российской Федерации – это среднесрочный план внедрения новых сервисов, процедур и инфраструктуры аэронавигационного обслуживания. Задача аэронавигационного плана – детализация инициатив Стратегии развития Аэронавигационной системы с точки зрения технологий, масштаба и сроков внедрения. План мероприятий («Дорожная карта») – представляет собой набор скоординированных мероприятий по реализации Стратегии развития Аэронавигационной системы и Аэронавигационного плана с указанием сроков и ответственных исполнителей. Для реализации инициатив Стратегии также необходима программа развития национального провайдера аэронавигационного обслуживания.

-3

В соответствии с проектом Стратегии развития Аэронавигационной системы России до 2030 года, стратегическими направлениями развития Аэронавигационной системы Российской Федерации являются:

  • обеспечение оптимальных плановых траекторий полета с точки зрения расхода топлива и времени за счет внедрения Концепции воздушного пространства на принципах PBN;
  • обеспечение необходимой пропускной способности и оптимальных фактических траекторий полета;
  • обеспечение оптимального руления, повышение пропускной способности и безопасности при аэродромном диспетчерском обслуживании;
  • использование цифровых каналов связи и спутниковых технологий при аэронавигационном обслуживании;
  • обеспечение уровня инвестиционных и операционных затрат системы, адекватного объему и качеству аэронавигационных услуг.
-4

В целях реализации представленных в Стратегии развития Аэронавигационной системы России инициатив, в 2019 году была сформирована Долгосрочная программа развития Предприятия на 2020-2030 годы, где определены следующие стратегические цели ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», это:

  • обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;
  • снижение расходов пользователей при использовании воздушного пространства Российской Федерации;
  • развитие квалифицированного социально-защищенного, ориентированного на пользователя АНО персонала, обеспечивающего постоянное улучшение производственной деятельности;
  • снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности Предприятия на окружающую среду.
-5

Мероприятия Программы развития Предприятия в отношении организации воздушного движения и использования воздушного пространства направлены на достижение уставных целей деятельности Предприятия и реализацию перспективных направлений развития, с учетом стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и мирового опыта, в целом.

Программой предусмотрены мероприятия, с разбивкой на следующие блоки:

  • организация воздушного движения;
  • навигация и PBN;
  • наблюдение, и;
  • аэронавигационная информация.
-6

Мероприятия, направленные на развитие системы организации воздушного движения предусматривают:

1. Внедрение процедур гибкого использования воздушного пространства (FUA) для снижения негативного эффекта от использования зон ограничения полетов. Мы планируем и уже реализовываем целый комплекс мероприятий по улучшению гибкости ИВП, а также по внедрению в России воздушного пространства свободной маршрутизации.

2. Переход к усовершенствованной системе планирования ИВП и ОПВД (ATFCM). Для качественного решения задач планирования в Главном центре ЕС ОрВД будет предусмотрено построение оптимальной модели потоков воздушного движения. Взаимодействие с пользователями будет оптимизировано с помощью общесистемного управления информацией.

3. Внедрение систем управления прибытием (AMAN) и управления вылетом (DMAN) с учетом интенсивности полетов на наиболее загруженных аэродромах.

4. Внедрение процедуры совместного принятия решений (A-CDM) в целях исключения несогласованности действий между операторами аэродромов и органами ОВД при планировании полетов, а также улучшения взаимодействия органов ОВД, служб аэропортов и пользователей воздушного пространства.

5. Применение сокращенных интервалов эшелонирования с учетом турбулентности следа. На первом этапе внедрение сокращенных интервалов эшелонирования при взлете/посадке (RECAT), на следующем – динамического эшелонирования, основанного на времени (TBS).

6. Внедрение технологии дистанционного ОВД (RATS) для сокращения эксплуатационных затрат на тех аэродромах, где это целесообразно.

7. Внедрение усовершенствованных систем управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS), что позволит органам ОВД контролировать движение на площади маневрирования в сложных метеоусловиях, а там, где это необходимо, автоматизировать управление движением на площади маневрирования.

8. Создание концепции системы управления информацией (SWIM) для перехода к унифицированным формам передачи данных и интерфейсам.

9. В целях интеграции БВС в единое воздушное пространство планируется разработка процедур полетов БВС на предельно малых высотах и в прямой видимости, а также совместного использования воздушного пространства с пилотируемыми ВС.

-7

В результате реализации Долгосрочной программы развития Предприятия будет обеспечен приемлемый уровень безопасности полетов при росте интенсивности воздушного движения. При этом индекс удовлетворенности пользователей воздушного пространства Российской Федерации услугой аэронавигационного обслуживания к 2030 году должен достигнуть уровня 90%. Таким образом, реализация комплекса инициатив Стратегии развития Аэронавигационной системы Российской Федерации до 2030 года и Долгосрочной программы развития Предприятия до 2030 года позволит кардинально повысить качество аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства, что приведет к снижению затрат как эксплуатантов, так и нашего Предприятия, за счет оптимизации структуры воздушного пространства, траекторий полетов воздушных судов, внедрения передовых технологий ОВД и лучшей мировой практики в деятельность оперативных органов ЕС ОрВД. Немаловажным фактором развития Предприятия также является реформирование оперативных органов, отвечающих за планирование и координирование порядка ИВП, а также приоритетным направлением можно считать оптимизацию уровня ОВД, особенно это актуально для удаленных аэродромов, с низкой интенсивностью полетов, но социально важных, с точки зрения жизнедеятельности населения. Надеюсь, что совместная работа с авиакомпаниями, международными и общественными организациями и органами исполнительной власти России позволит реализовать запланированные мероприятия, что обеспечит аэронавигационной системе Российской Федерации достойное место в системе Глобальной мировой Аэронавигационной системе.

-8

В результате реализации Долгосрочной программы развития Предприятия будет обеспечен приемлемый уровень безопасности полетов при росте интенсивности воздушного движения. При этом индекс удовлетворенности пользователей воздушного пространства Российской Федерации услугой аэронавигационного обслуживания к 2030 году должен достигнуть уровня 90%. Таким образом, реализация комплекса инициатив Стратегии развития Аэронавигационной системы Российской Федерации до 2030 года и Долгосрочной программы развития Предприятия до 2030 года позволит кардинально повысить качество аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства, что приведет к снижению затрат как эксплуатантов, так и нашего Предприятия, за счет оптимизации структуры воздушного пространства, траекторий полетов воздушных судов, внедрения передовых технологий ОВД и лучшей мировой практики в деятельность оперативных органов ЕС ОрВД. Немаловажным фактором развития Предприятия также является реформирование оперативных органов, отвечающих за планирование и координирование порядка ИВП, а также приоритетным направлением можно считать оптимизацию уровня ОВД, особенно это актуально для удаленных аэродромов, с низкой интенсивностью полетов, но социально важных, с точки зрения жизнедеятельности населения. Надеюсь, что совместная работа с авиакомпаниями, международными и общественными организациями и органами исполнительной власти России позволит реализовать запланированные мероприятия, что обеспечит аэронавигационной системе Российской Федерации достойное место в системе Глобальной мировой Аэронавигационной системе.

-9

Также необходимо отметить, что в 2009 году началась реализация Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 годы)». Наглядным подтверждением масштабной работы по её выполнению стало создание одиннадцати укрупнённых центров ЕС ОрВД. В текущем году планируется завершить работы по созданию Санкт-Петербургского укрупненного центра, после чего общее количество укрупнённых центров составит – двенадцать, плюс два обособленных центра – Калининград и Симферополь.