Найти в Дзене
Чёрный Лебедь

Писательское мастерство. Кто такие Мэри и Марти Сью или какими не должны быть ваши персонажи

Оглавление
Источник: instagram:@black_swan794
Источник: instagram:@black_swan794

Мэри и Марти Сью – это женские и мужские персонажи, наделенные множеством умений и качеств, часто необоснованными сюжетом. Такие герои легко решают все проблемы, но вызывают отторжение у редакторов и читателей из-за неубедительности и слабой проработки образа.

История термина

Имя Мэри Сью пришло в литературную критику из пародии «Повесть Трекки», написанной в 1973 Полой Смит. На примере своей Мэри Сью Пола высмеяла нереалистичных персонажей из фанфиков по вселенной "Звёздного пути".

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Впоследствии термин обрел некий субъективизм и некоторые писательницы обвиняли литературное и киношное сообщество в предвзятом отношении к женским героям. В то же время Марти Сью – это аналог мужского неубедительного и плохо проработанного персонажа.

Сегодня представление о герое-Сью носит более широкий характер. Есть ряд четких критериев, по которым можно сказать, что персонаж наделен чертами Мэри Сью. Ниже мы рассмотрим подобные свойства, расскажем, откуда они берутся и почему негативно влияют на произведение.

Черты героя/героини Сью

Одна из ключевых проблем таких персонажей заключается в том, что они умеют все на свете, быстро обучаются и преодолевают любые трудности без каких-либо неприятностей. Подобный подход противоречит основным принципам драматургии. Читатель начинает сопереживать герою, когда видит, как тот преодолевает сложности. Сью же ничего преодолевать не надо. Приведем основные черты образа таких персонажей.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки
  • Умеют делать все на свете. Сью стреляют в яблочко из любого вида оружия, владеют техниками всех боевых искусств, виртуозно водят авто и пилотируют самолеты, вертолёты и все остальное, что только можно в вашем романе. Короче, если ваш сюжет требует каких-то важных навыков, то Сью ими уже овладели.
  • Тотальное очарование. Сью так красивы и обаятельны, что в них едва ли не с первого раза влюбляются герои обоих полов. Даже злодей и тот – козни строит от безответных чувств.
  • Идеальный внешний вид. Стройная фигура и красивые ягодицы – неотъемлемая часть образа Мэри Сью. Накаченные мышцы и пресс из кубиков уходят Марти. Важную роль играет и то, что подобные свойства Сью получают как само собой разумеющееся. Они не посещают спортзалы, не ходят на пробежки, не занимаются плаванием или другими видами спорта. Исключения – только когда нужно покрасоваться перед публикой и завоевать какой-нибудь титул или трофей.
  • Нарочито язвительны и самонадеянны. Любят ставить на место всех других персонажей, пытаются изображать сарказм и иронизировать в диалогах.

Почему Сью – это плохо?

Не в зависимости от выбранного автором жанра, его произведение должно быть убедительным. У вас в романе есть таинственное существо? Заставьте читателя поверить в то, что оно сидит у него за спиной. Вы создали фэнтезийный мир? Пусть читатель захочет там побывать! Для этого необходимо прорабатывать повествовательные элементы, детали вашего мира, историю и, конечно же, героев. В основе этой работы лежит одно простое слово: убедительность.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

И именно этого не хватает Сью. В погоне за идеализированными персонажами автор делает из них героев-пустышек, каждая черта, слово и действие которых внушают читателю неубедительность.

Откуда берутся Сью?

Есть несколько вариантов, но все они связаны с нежеланием идти сложным путем. Создать оригинального персонажа, конечно, непросто, но не это значит, что даже не надо пытаться. Выделим две основные проблемы, из-за которых у авторов получаются такие персонажи.

  • Чрезмерное желание идеализировать главного героя. Да, иногда такие казусы получаются у авторов из-за благих намерений. Сью красивые, все умеют, всех побеждают. Хотели, как лучше, но забыли о конфликтах, трудностях, динамике и росте героя. Одним словом – перестарались.
  • Писатель проецирует на героя собственные комплексы. Есть миф, согласно которому, автор списывает персонажей с себя. Думаю, в широкой выборке методов создания и проработки персонажей возможно все, но нужно ориентироваться на более сложные пути.

33% персонажа (в том числе не обязательно положительного) – это знания автора: образование, жизненный и профессиональный опыт, начитанность. Еще 33% – проецирование каких-то авторских, желательно зрелых, взглядов на мир и общество. Оставшаяся треть – это художественный замысел: с мотивом и целью героя, конфликтами, сюжетными арками, развитием и динамикой персонажа (ну или наоборот деградацией – такое тоже бывает).

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Как видите, при серьезном отношении к делу можно четко спланировать и грамотно реализовать воплощение героя. Один из лайфхаков – придумать главному персонажу суперцель на этапе формирования сюжета. Цель и мотивы героя должны тесно переплетаться с историей и повествованием.

Но вернемся к Сью. Автор видит себя с лучшей стороны и начинает искусственно самого себя идеализировать через работу над персонажем, проецируя на него собственные комплексы. Это и приводит к тому, что герои становятся чрезвычайно ловкими, чертовски красивыми и невероятно сильными.

Как сделать героя более убедительным?

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Нужно прорабатывать детали. На каждом этапе создания персонажа задавайте сами себе вопросы. Что по сюжету должен уметь мой герой и где он этому научился? Хотите прописать ему неординарный характер? Дайте читателю почувствовать, откуда он взялся и какие последствия будет иметь для героя. Подумайте над химией внутри романа. Как и почему к нему относятся другие персонажи? Возможно, кто-то питает к нему симпатии, кому-то он безразличен, а кто-то затаил на него злобу. Пропустите эти вопросы через себя и подумайте над ними.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Уравновесьте сильные и слабые стороны героя. Если он в чем-то абсолютный ас, то пускай что-то другое у него не получается вообще. Он умен и может интеллектуальным путем решать сложные сюжетные задачи? Супер, но может, он тогда не очень силен физически или имеет какие-то слабости?

Спасибо, что дочитали статью до конца. Было интересно? Подписывайтесь на канал – здесь всегда много занятного про писательство, книги, кино и не только.

Также может понравится:

Писательское мастерство. Типология и основные приемы жанра ужасов

Писательское мастерство. Ключевые элементы детективного романа

Произведения Говарда Филлипса Лавкрафта – истоки литературного ужаса

Обзор серии книг "Песнь льда и пламени"