"С того времени все население Лилипутии разделились на два лагеря - остроконечников и тупоконечников"
©Джонатан Свифт, "Приключения Гулливера"
Продолжение - ссылка на первую часть.
А теперь перейдём к авиагоризонтам прямой индикации. У них есть несколько плюсов. Первый - если мы говорим о чисто механических приборах, то такой авиагоризонт проще и легче. Хотя, в наше время да чисто механические приборы? Так что откинем этот плюс. А вот второй плюс - то, что пилот видит на приборе всегда совпадает с тем, что он видит в лобовом стекле. При левом крене линия естественного горизонта оказывается наклонена вправо - на приборе то же самое! Один в один! Соответственно, куда бы ни смотрел пилот он видит один и тот же наклон линии горизонта. То есть переход от чисто визуального к чисто приборному полёту затруднений не вызывает ни малейших. Мы как сидели в кабине лайнера, так там и остались, никакого компьютерного симулятора нам не нужно. Здорово, правда? Но почему тогда возникло это противостояние? А тут все просто - на самом деле это противостояние идёт только на территории бывшего СССР. На западе такой вопрос даже не стоит. А почему это так? Вспоминаем первую часть этой статьи:
И летать с АГ ОИ кажется вполне комфортным и правильным. Но только до тех пор, пока мы не пересекли на самолёт с прямой индикацией.
Вот в этом все и дело. Просто некоторые люди не понимают приборов прямой индикации. Старые рефлексы нет-нет, да и вылазят. Как раньше управляли нарисованным самолётиком на приборе с обратной индикацией, так и продолжают пытаться управлять линией горизонта на приборе прямой. Вот есть привычка управлять неким объектом на приборе и все тут. При этом вбив себе в голову, что крутить этот объект нужно в обратную сторону. А на самом деле - все не так! Мы не боги, мы всего лишь люди и крутить линию горизонта нам не под силу.
Итак, что представляет собой авиагоризонт прямой индикации? При самом правильном понимании - это окно в реальный мир, прорубленное по центру приборной панели. Ну, типа нижнего блистера на вертолете. В хорошую погоду можно смотреть и в лобовое стекло, то есть над панелью, а можно и "сквозь" панель - и там и там мы будем видеть одну и ту же линию горизонта. В плохую погоду смотреть в лобовое стекло бесполезно, поэтому смотрим "сквозь окошко авиагоризонта". Кстати, у него есть одно волшебное свойство - в нем всегда хорошая погода и день, то есть линия горизонта видна всегда! И как только ты привыкаешь к мысли, что авиагоризонт прямой индикации это всего лишь "окошко" в котором видна линия горизонта - проблемы уходят. Жаль, что люди налетавшие тысячи часов с обратной индикацией привыкать к этому не хотят. Есть у них какой-то внутренний протест. Итак, давайте сравним вид за окном кабины с тем, что показывает авиагоризонт. Совпадает? Конечно! Теперь вопрос - неужели сложно пилотировать визуально, не глядя на приборы? Да разумеется несложно. Тогда откуда могут быть сложности при полетах с АГ ПИ?
Часто обвиняют АГ ПИ в сложности вывода из больших углов крена. И напрасно. Очень простое правило - крути на синее. Вот неважно, осознаешь ли ты вообще хоть что нибудь - просто крути на синее. А вот еще одна интересная особенность современных авиагоризонтов прямой индикации - в каком бы положении не находился самолет, на приборе ВСЕГДА будет эта линия горизонта. При больших углах тангажа на кабрирование - будет кусочек земли, при больших углах на пикирование - кусочек неба.
И еще - на АГ ПИ есть скайпойнтер - это символ всегда указывающий в зенит. То есть ВВЕРХ. Он же применяется для отсчета точного значения крена. Только нужно помнить, что скайпойнтером мы управлять НЕ МОЖЕМ! Он всегда указывает в зенит. А вот управляем мы - самолетом, то есть шкалой крена. И наша задача - совместить "ноль" шкалы со скайпойнтером, а никак не наоборот. Это легко понять и к этому легко привыкнуть.
Так какая же индикация в конечном итоге лучше? Да никакая - на мой взгляд они равноценны. Можно летать и с той и с другой и, что важно, летать вполне безопасно. Я начинал с ОИ, закончил ПИ и все трудности перехода прочуствовал на себе. В какой-то момент (это было переучивание, а не реальные полеты) очень хотелось управлять именно горизонтом. Но потом я придумал теорию про "окошко" - и как отрезало, все стало легко и просто. Так что самое главное - летать или с одной или с другой, а не пересаживаться с типа на тип.