Многие слышали о телефонном мошенничестве. Кто-то лично общался с такими мошенниками, кто-то слышал о них от знакомых или читал об этом в сводках новостей.
О разновидностях телефонного мошенничества и как не попасться на уловки мошенников, поставляющихся лжесотрудниками банков, рассказала заведующая сектором платёжных систем и расчётов Отделения – Национального банка по Туве Ольга Каипова.
– Ольга Ивановна, телефонные мошенники часто представляются сотрудниками безопасности банка. Расскажите, как распознать их по телефону?
– Да, мошенники чаще всего представляются сотрудниками безопасности банка. К тому же, в ходе разговора убедительно просят человека сообщить данные его банковской карты – номер, срок её действия и самое главное – CVV -код на обороте карты. Объясняют эти просьбы тем, что они пытаются остановить якобы подозрительную операцию, что-то уточнить или проверить. Причём, они заставляют действовать здесь и сейчас, не дают времени подумать, «либо сейчас, либо потеряете деньги».
Они обращаются к человеку по имени и отчеству, могут назвать даже дату рождения и фамилию – эту информацию мошенники берут из открытых источников, например, социальных сетей. Случается, что злоумышленники подделывают официальные номера банков. При таком подозрительном звонке необходимо положить трубку, самостоятельно набрать номер своего банка и уточнить у сотрудников обстоятельства. Ни в коем случае не делайте обратного звонка, так вы снова можете попасть к мошенникам. Напомню, что официальный номер банка всегда есть на обратной стороне банковской карты.
Помните – любой, кто интересуется вашими данными, должен вызвать подозрение.
– Какие ещё схемы могут использовать мошенники?
– Схем много, и каждый раз мошенники придумывают что-то новое. Главная цель – выманить секретную информацию с помощью различных психологических уловок.
Один из самых старых, но всё ещё действенных способов выманить деньги, помимо звонка от якобы сотрудника банка, – это звонок с просьбой о помощи от близкого человека. Задача – вывести человека из привычного состояния, снизить бдительность и побудить его совершить перевод денег.
Могут позвонить и лжебанки, лжеМФО. Обманщики гарантируют более выгодные условия, чем в остальных банках и микрофинансовых организациях, более быстрое и комфортное обслуживание. Обзванивают потенциальных клиентов с предложениями взять кредит по сниженной ставке. Как правило, находят жертв через так называемые «онлайн-сервисы по подбору кредита», на которых потребитель сам заполняет заявки на кредит и оставляет свою информацию.
Опасность таких мошеннических схем в том, что злоумышленники выманивают деньги за свои «услуги»: оплата комиссии за перевод денег, так как кредит якобы одобрен, но нет представительства банка в регионе проживания заёмщика, оплата за оформление страховки кредита, причём после её оплаты может позвонить другой представитель лжебанка и просит перевести ещё деньги под разными предлогами – уплата налога, доставка кредитки, договора кредитования. После перевода заёмщиком всех средств – злоумышленники просто перестают выходить на связь.
Бывают и просьбы, поступающие с неизвестных номеров, сообщить реквизиты карты в целях зачисления вам якобы выигранных денежных средств. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
– Пользуются ли мошенники именем Банка России или государственных структур?
– Да, известны случаи, когда мошенники представляются по телефону сотрудниками госструктур: Банка России, прокуратуры, судов и так далее. Легенды могут быть разными, но повторюсь, их главная задача – узнать от человека данные банковской карты.
В последнее время мошенники стали использовать новую схему. Представляясь сотрудниками правоохранительных органов, они сообщают по телефону, что в отношении человека возбуждено уголовное дело по заявлению Банка России. Под этим предлогом они пытаются узнать не только данные вашей карты, но и сведения об операциях по ней и так далее. Отмечу, что Банк России не подаёт заявления в правоохранительные органы по случаям хищений денег у клиентов банков.
Если у вас по телефону хотят узнать одноразовые пароли из СМС, срок действия карты, трехзначный код на оборотной стороне карты – перед вами мошенники!
– Какие правила нужно всегда соблюдать, чтобы не остаться без денег?
– Самое первое и главное правило – это никогда никому не сообщать данные своей карты. Чтобы отправить деньги на карту, достаточно знать лишь её номер или номер вашего телефона, если вы пользуетесь смс-банкингом. CVV -код на обороте вашей карты, срок её действия, ваши паспортные данные, код в смс-сообщении для подтверждения оплаты у вас могут запросить только мошенники.
Подключите смс-оповещение, чтобы отследить операции. Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат. Если вы поменяли номер мобильного телефона, обязательно уведомите об этом свой банк. Мошенники с помощью старого номера могут получить доступ к вашему банковскому приложению.
− Что делать, если мне позвонил мошенник?
− В таком случае нужно немедленно прекратить разговор. Если же вы попались на удочку мошенников, и деньги у вас украли, сразу же позвоните на горячую линию вашего банка, напомню, что номер есть на оборотной стороне карты, и заблокируйте её. Затем в течение суток обратитесь в отделение банка и напишите заявление о несогласии с операцией. Если вы не нарушили условия договора, не раскрыли конфиденциальные данные, банк вернёт вам деньги.
Однако большинство киберпреступлений сегодня совершаются с использованием методов социальной инженерии – когда злоумышленники обманом заставляют людей раскрыть им данные банковской карты. В этом случае, банк не вернёт деньги. Именно на этом и строят свои схемы мошенники. В любом случае после хищений вам нужно обратиться с заявлением в полицию.
А. Баженов