Найти в Дзене
Страна Огней

Азербайджан как фактор становления Мусульманского Ренессанса

Оглавление
Усыпальница Момине Хатун
Усыпальница Момине Хатун

Становление тюркского языка в качестве разговорного

Начиная с IX века на территории исторического Азербайджана стали стремительно развиваться литература, архитектура, искусство и другие сферы жизни; ученые, поэты, архитекторы создавали свои лучшие творения. В этот период азербайджанский тюркский язык стал средством общения между народами исторического Азербайджана. На родном тюркском языке стали появляться дастаны, сказки, пословицы, поговорки.

«Мусульманский Ренессанс»

XII век по праву считается периодом наибольшего развития экономики и культуры в Азербайджане. Тут особое место конечно же уделяется культуре, которую часто именуют «Мусульманским Ренессансом». «Ренессанс» (фр. Renaissance) означает «Возрождение».
Эпоха культуры Возрождения ознаменовала собой
расцвет азербайджанской литературы. Литература учила людей гуманности и заставляла размышлять о различных спектрах мироздания.
Именно в эту пору Мир познакомился с произведениями
Хагани Ширвани, Низами Гянджеви, Мехсети Гянджеви и других представителей азербайджанской литературы. Содержание произведений этих мастеров слова было посвящено популярным проблемам той эпохи - справедливое общество, мудрый правитель, любовь и смысл жизни.

О каких реальных событиях говорилось в произведениях Низами Гянджеви?

Огромная роль в развитии азербайджанской литературы эпохи Мусульманского Ренессанса принадлежит конечно же Низами Гянджеви. Особо стоит отметить его произведение - Хамса («Пятерица»). В своем роде Хамса является шедевром не только восточной, но и всемирной литературы.
В стихах сборника также содержатся очень ценные источники по
прошлому и обычаям азербайджанского народа. Помимо всего прочего, произведения Низами Гянджеви имеют также ценное историческое значение, потому что в них дается информация об исторических событиях и городах той эпохи. Например в «Пятерице» Низами Гянджеви пишет о Железных Воротах - Дербенте и о набеге славян-русов в Барду. Говоря о Дербенте, Гянджеви отмечает, что Дербентская крепость была построена из камня, закрепленного свинцом и железом. К Бардинской же трагедии, он посвящает следующие строки:

-3

Возрождение архитектуры

В эпоху Возрождения азербайджанская архитектура также достигла своего рассвета. Особым стилем сооружения пользовались дворцы, замки, мавзолеи и мечети. Конечно же следует отметить еще и оборонительные постройки, относящиеся к XII веку - Гюлистанская и Мардакянская крепости.

Усыпальница Юсифа ибн Кусейра
Усыпальница Юсифа ибн Кусейра

Наиболее видным деятелем азербайджанского зодчества этого периода считается Аджеми Абубакр оглу Нахчывани, также известный как Аджеми Нахчывани. К почерку руки зодчего Аджеми принадлежат мавзолеи Момине Хатун и Юсифа ибн Кусейра, Джума мечеть, Гошаминаре и другие построения, признанные шедеврами мировой и азербайджанской архитектуры.

Зодчий Аджеми
Зодчий Аджеми

Но конечно же наиболее значимым произведением зодчего Аджеми является Мавзолей Момине хатун. Эта постройка по праву считается вершиной творчества Нахчывани и поражает красотой и величием. Архитектурный стиль Аджеми Абубакр оглу Нахчывани оказал сильное влияние на дальнейшее развитие азербайджанского зодчества.

Искусство Азербайджана в эпоху Возрождения

Высочайшего развития в эпоху Возрождения также достигло азербайджанское искусство. В частности, стоит отметить драгоценных ковров с изящными орнаментами и великолепными узорами. От положительных процессов не отставала и расписная живопись. Среди них фаянсовые посуды, богатые орнаменты с украшениями, мастерски каменные орудия труда и др.

Остатки Гянджинских ворот
Остатки Гянджинских ворот

Образцы искусства, созданные азербайджанскими мастерами даже сегодня занимают особое место во многих музеях мира. Среди них знамениты Гянджинские ворота, построенные в 1063-ем году зодчим Ибрагимом Османоглу. Гянджинские ворота являются ярчайшим доказательством того, что в Азербайджане в данный период была высока развита металлургическое искусство.

-7
-8