Друзья, продолжаем знакомиться (или вспоминать) с основным вооружением одного из известных типов авианесущих кораблей - с палубной авиацией АВ типа "Эссекс". Наша статья является продолжением той, где уже частично были рассмотрены некоторые образцы боевых самолетов, базировавшихся на "эссексах". Тогда это были ударные самолеты (торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики). В новой публикации мы представляем истребители!
К моменту вступления в строй "Эссекса" и его большого количества систешипов для американцев вполне четко было ясно, что для обеспечения эффективного боевого применения кораблей такого класса требуется значительное количество истребителей на его палубе. Как писал в свое время преподаватель Михайловской Артиллерийской Академии генерал-майор Д.Е.Козловский: "лучшая защита берегового орудия - его собственная стрельба", то перефразируя эту тираду можно сказать, что лучшей защитой авианосца являются его самолеты, в том числе и истребители. Поэтому можно не удивляться, что истребительная авиаэскадрилья (типовая), базирующаяся на "Эссексе" была фактически двойной и насчитывала 36 машин, а в общей сложности из 100 самолетов по проекту - 39 было истребителями. Более того, в ходе боевых действий с учетом изменяющихся условий (уменьшение боеспособных кораблей японского флота, активизация летчиком-камикадзе) число истребителей увеличивалось, достигнув к лету 1945 года 72-74 штук (в составе двух эскадрилий истребителей и истребителей-бомбардировщиков) . Но что это были за самолеты.
Палубный истребитель F4F "Уайлдкэт"
История создания истребителя F4F «Уайлдкэт» начинается с 1937 года, когда для конкурса на истребитель для ВМС компанией Груммана был создан XF4F-2 . В конкурсе тогда победил F 2 A «Буффало», но по результатам испытаний комиссия Бюро по аэронавтике ВМС США отметила перспективность нового самолета Груммана и обратила внимание на неудовлетворительную управляемость, низкую маневренность и плохую путевую устойчивость. Зато скорость нового истребителя - 532 км/ч - была признана основным его достоинством.
Инженеры компании «Грумман» взялись за доработку самолета, так как была велика вероятность того, что после «работы над ошибками» ВМС может заказать серию обновленных машин. Была увеличена площадь крыла, переделана хвостовая часть, что положительно повлияло на маневренность. Модернизированный таким образом самолет получил обозначение XF4F-3. В июле - августе 1939 г. он прошел успешные летные испытания. Самолет, названный «Уайлдкэт» («Дикий кот»), оснащенный двигателем с двухступенчатым нагнетателем, показал максимальную скорость 540 км/ч, а по скороподъемности, горизонтальной маневренности и развиваемым перегрузкам превзошел «Буффало». Последовал заказ ВМС на 54 самолета с вооружением из 4 -12,7-мм пулеметов «Кольт – Браунинг» (по 430 патронов на ствол). Бронирование включало в себя 12,7-мм бронеспинку, в фонаре бронестекол не было.
Первая серия не имела узлов складывания крыла, так как этот узел, по мнению представителей ВМС, снижал надежность конструкции и увеличивал ее массу, а места в авианосных ангарах было много. Первые эскадрильи получили «Уайлдкэты» лишь к середине января 1941 года (АВ «Уосп», «Лексингтон», «Саратога» и «Рэйнджер»). Вскоре заказ ВМС был увеличен с 54 до 200 самолетов, а фирма улучшила самолет: вторая сотня «Уайлдкэтов» F4F-3 имела уже лобовое бронестекло и коллиматорный прицел. Но перебои с поставками двигателя потребовали установку другого агрегата, что повлекло за собой снижение максимальной скорости до 498 км/ч и ухудшение высотных характеристик (F4F-3A).
Модификация «Уайлдкэта» - F4F-4 - пошла в серию в ноябре 1941 года, на нем вдвое было увеличена площадь бронеспинки, под сиденьем летчика установлен бронеподдон, маслорадиаторы были защищены противопульной броней, а все баки протектировались. Крыло сделали складным, с карданным шарниром. Вооружение самолета - из шести 12,7-мм пулеметов (по 240 патронов на ствол). Это все привело к ухудшению маневренности, скорости и повышению инертности машины. К тому же, несмотря на возросший вес секундного залпа, боевая ценность «шестипулеметного» варианта падала из-за уменьшившегося боекомплекта. В 1942 году на мощностях фирмы Дженерал Моторс было развернуто производство «Уайлдкэтов» F4F-4 под индексом FM-1. От базового варианта они отличались вооружением: 4 пулемета (выпущено 520 FM-1).
Последняя, самая массовая и самая успешная модификация «Уайлдкэта» носила индекс F4F-8 или FM-2. Эта модель получила более легкий и мощный мотор R-1820-56 «Циклон». В фюзеляже появилась передняя пожарная бронепереборка. Под крылом теперь можно было подвесить не только подвесные баки, но еще 2х113 кг бомбы и 6 НУР HVAR калибра 76 мм. Такая боевая подвеска делала самолет прекрасным «противолодочником» и легким штурмовиком. При этом самолет был на 250 кг легче своих предшественников. Всего было выпущено 7895 самолетов "Уайлдкэт" всех модификаций.
Будучи основным истребителем ВМС США и морской пехоты к моменту вступления США в войну, «Уайлдкэт» принимал активное участие во всех сражениях с японцами на Тихом океане вплоть до середины 1943 года. Последними операциями, в которых «Уайлдкэты» использовались в качестве основного флотского истребителя, стали захват Рабаула и Бугенвиля и наступление на Соломоновы острова в мае-июле 1943 г.
Японские военные весьма нелестно отзывались о «Уайлдкэте», называя его «Бутылкой из-под сакэ» за фюзеляж конической формы. Опытному летчику на «Зеро» А6М2 и тем более, на А6М3, ничего не стоило в маневренном воздушном бою зайти «Уайлдкэту» в хвост, по скорости японские истребители держали с ним паритет, а по скороподъемности - немного отставали. Достоинства «Уайлдкэта» начинали сказываться, в основном, когда неприятель открывал огонь. Ведь первый серийный "Зеро" имел вооружение из 2 пулеметов и двух 20-мм пушек, боекомплект для которых составлял всего по 60 снарядов на ствол. Вынужденные экономить пушечные снаряды, японцам приходилось вести бой в основном с помощью пулеметов. А уж от их огня F4F был защищен прекрасно! Конструкция планера была прочной, летчик был защищен броней, а баки - располагались весьма компактно и были запротектированы. Кроме того, двигатель имел весьма высокую живучесть, он продолжал тянуть даже при разрыве или отстреле 1-2х цилиндров.
Как отмечено на сайте "Уголок неба", американский летчик на «Уайлдкэте» в бою против «Зеро» первых модификаций должен был полагаться на хорошие разгонные характеристики своего самолета на пикировании, а также на некоторое превосходство в скороподъемности. Набрав скорость в пологом пикировании, он мог сделать энергичный иммельман и атаковать "японца" в лоб. Здесь сказывалось еще одно достоинство «Уайлдкэта» - его вооружение имело достаточную мощность, кучность и скорострельность, чтобы уничтожить «Зеро» полусекундным залпом. Кроме высокой живучести, F4F еще одно достоинство - при вынужденной посадке на воду он мог сохранять плавучесть в течение 5-10 минут, что позволяло летчику без особых проблем перебраться в резиновую самонадувающуюся спасательную лодку, которая входила в возимый запас любого американского самолета, действовавшего на Тихоокеанском театре. Соотношение сбитых и потерянных в боевых условиях самолетов было в пользу «Уайлдкэта»: 5,1 к 1 в пользу груммановского самолета.
Но у «Уайлдкэта» было несколько принципиальных недостатков, обусловленных неудачной конструкцией шасси: втяжное шасси имело малую колею, что при грубой посадке на палубу могло привести и приводило к авариям и катастрофам; прочность шасси также оказалось недостаточной; третье - самолет мог бы иметь гораздо лучшие характеристики, если бы он имел пропеллер большего диаметра.
Конструктивно Грумман F4F «Уайлдкэт» представлял собою цельнометаллический свободнонесущий среднеплан. Технологически состоял из двух частей: в носовой части - двигатель с нагнетателем, противопожарная система, отсек шасси, основной протектированный топливный бак и маслобак; в хвостовой части - кабина летчика, еще один топливный бак под сидением летчика, бронеспинка и радиооборудование. Начиная с модификации F4F-4, крыло складывалось вручную с помощью карданного шарнира, разворотом носком вниз и последующим поворотом консоли назад. В походном положении крыло присоединялось с помощью расчалки к стабилизатору, предусматривался гидравлический привод складывания крыла, но зачастую его демонтировали для экономии массы. Шасси - трехстоечное, с хвостовой опорой. В целом конструкция основного шасси довольно архаична и неудачна. Привод уборки шасси на машинах Грумман - ручной, с помощью лебедки, выпуск - под действием собственной массы.
Силовая установка - 14-цилиндровый звездообразный двухрядный двигатель Пратт-Уитни R-1820 (1200 - 1420 л.с.) или 9-цилиндровый звездообразный Райт R-1820 «Циклон» (1020 - 1350 л.с.)
Вооружение - 4-6 пулеметов Кольт-Браунинг М-2 (12,7 мм). При вооружении 4 пулемета боекомплект - 430 патронов на ствол, при вооружении 6 пулеметов - 240 патронов на ствол. Перезарядка оружия - пневматическая. Кроме того, под самолет можно было подвесить две 113-кг бомбы. Самолеты модификации FM-2 имели установки "нулевого старта" для шести НАР. Под самолет могло подвешиваться два подвесных топливных бака емкостью по 220л.
После поступления на авианосцы нового истребителя Грумман F6F «Хеллкэт» устаревшие «Уайлдкэты» были переведены в объектовое и островное ПВО, на конвойные авианосцы или в резерв.
Палубный истребитель F6F «Хэлкет»
По опыту боевого применения авиации в начале второй мировой войны командованием американского флота был сделан вывод, что их палубные самолеты уступают качественно самолетам вероятного противника (Японии). Основной истребитель «Уайлдкэт» уже не мог конкурировать с японским истребителем Мицубиси «Зеро» и практически исчерпал свои модернизационные возможности. Уже в июне 1941 г. ВМС США заключили с фирмой Грумман договор о модернизации самолета «Уайлдкэт» с целью получения качественного скачка в значениях характеристик, прежде всего, скорости и маневренности.
Основные направления модернизации - использование более мощного двигателя, замена шасси с малой колеей и высотой, замена неэффективного винта малого диаметра. Шасси было радикально переделано, самолет получил мощные высокие стойки, убиравшиеся в крыло назад по полету с разворотом на 90 градусов. Фюзеляж был переконструирован полностью, имея грушевидное сечение вместо круглого. В итоге - увеличение массы двигателя, емкости топливных баков и боекомплекта вызвало рост размеров и полетной массы. Новый самолет получился самым большим из всех одномоторных истребителей, когда-либо строившихся не только в США, но и в мире.
Вооружение - шесть 12,7-мм пулеметов - располагалось вне диска винта, плотными «пакетами» по три пулемета. Для улучшения посадочных характеристик ось двигателя была отклонена вниз на 3 градуса. Эта конструктивная особенность вместе с вынесенной вперед кабиной улучшала обзор вперед и стала характерной чертой будущего «Хеллкэта». К началу 1942 г. было построено два прототипа, XF6F-1 с мотором R-2600-10 без нагнетателя и XF6F-2 с R-2600-16 с нагнетателем. В ходе последующих испытаний потребовалось выполнять ряд доработок, основные из которых касались замены двигателя на более мощный.
Самолет пошел в серию под наименованием F6F-3 «Хеллкэт». Поставки самолета в ВМС начались в январе 1943 г. Летчики восприняли появление этого огромного самолета с радостью, так как по своим характеристикам он стоял на голову выше «Уайлдкэта». В 1944 году F6F-3 стали оснащать новым двигателем R-2800-10W с системой впрыска воды в цилиндры, мощность двигателя при этом возрастала до 2200 л.с.
Важным достоинством F6F-3 была поразительная живучесть: он мог выдерживать большое количество попаданий. В этом ему помогала прочная металлическая конструкция и зашита летчика и маслосистемы броней весом около 90 кг. В 1943-44 годах «Хеллкэт» стал основным палубным истребителем США.
В процессе серийного производства самолет неоднократно модернизировался. Так F6F-3 был сменен в серии новой модификацией F6F-5. Она отличалась улучшенной бронезащитой, облагороженным фонарем кабины с тремя бронестеклами вместо одного, отсутствием прозрачных «ушей» для обзора назад, измененным капотом двигателя, наличием регулировочных пластин на элеронах, усиленной конструкцией хвостовой части фюзеляжа и наличием бомбодержателей и установок «нулевого старта». Силовая установка осталась прежней. Масса подвесного вооружения возросла до 1542 кг. На некоторых «Хеллкэтах» вместо двух пулеметов устанавливалось две 20-мм пушки (по 200 снарядов на ствол). Все F6F-5 имели узлы подвески для РЛС и гнездо для ее экрана на приборной панели, и легко, в течение нескольких часов, могли быть оборудованы как ночные истребители.
Как говорится на сайте "Уголок неба": В декабре 1944 года проводились сравнительные испытания F6F-5 с трофейным A6M5 «Зеро». Было выявлено, что «Хеллкэт» обладает большей горизонтальной скоростью на всех высотах - на 66 км/ч на уровне моря, на 100 км/ч на высоте 4572 м. на 106 км/ч на высоте 9144 м. Однако «Зеро» имел лучшую скороподъемность на 3 м/сек на высотах до 2743 м, скороподъемность F6F и А6М5 были примерно одинаковы до 4267 м, выше «Хеллкет» был лучше на 2,5 м/сек. «Японец» - лучшую скорость крена, особенно на скоростях до 370 км/ч, на больших скоростях выигрывал «Хеллкэт». В установившемся вираже А6М5 имел существенное преимущество, особенно на малых скоростях и высотах (3,5 полных виража давали ему преимущество в 1 оборот). В любых маневрах со снижением предпочтительнее был «Хеллкэт».
Первые «Хеллкэты» поступили на вооружение в январе 1943 года, а 31 августа 1943 года состоялся их боевой дебют. Самолеты этого типа активно применялись при захвате Рабаула, осуществляя воздушное прикрытие своих авианосцев и эскортируя палубные бомбардировщики.
Конструкция «Хеллкэта» оказалась рекордно прочной для палубной машины, все баки были запротектированы, а также частично защищены броней. Летчик был защищен спереди и сзади бронещитками большой площади, имелся и бронеподдон. В остеклении кабины имелось бронестекло, противостоявшее пулеметным пулям пехотного калибра. Эти меры делали «Хеллкэт» прекрасным штурмовиком и самолетом поддержки наземных сил в десантных операциях.
Самолет Грумман F6F-5 «Хеллкэт» - цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с двухрядным звездообразным двигателем. Конструкция отличалась высокой прочностью, надежностью, простотой и высокой технологичностью. Фюзеляж технологически он состоял из трех частей: в передней части - двигатель, система водяного форсирования, противопожарная система и маслобак с радиатором; в центральной части - главный топливный бак, кабина летчика с бронезащитой (толщина брони - 12,7 мм); хвостовая часть –радиооборудование, автоматический радиокомпас, хвостовая убираемая опора шасси и посадочный гак. Лобовая часть козырька фонаря - бронестекло толщиной 38 мм. Крыло - трехлонжеронное, складывающееся для удобства хранения в авианосном ангаре, механизм складывания - гидравлический карданный шарнир, встроенный в первый лонжерон.
Силовая установка - двигатель - Пратт-Уитни R-2800-10W «Дабл Уосп», 18-ти цилиндровый, воздушного охлаждения (на взлете - 2028 л. с.). Самолет имел три топливных бака: 2х331 л и один резервный (284 л), плюс подвесные баки – 1х568 л и 2х379 л. Гидросистема обеспечивала работу закрылков, механизмов системы охлаждения мотора и масламеханизмов уборки и выпуска шасси, складывания консолей крыла, а также механизмов перезарядки оружия и тормозов колес.
Вооружение - шесть 12,7-мм пулеметов Кольт - Браунинг М-2 (по 400 патронов на ствол). Под самолет можно было подвесить до 3х454 кг бомб, шесть ракет HVAR калибром 127 мм и два 298-мм PC «Тайни Тим».
С появлением истребителя «Корсар» «Хеллкэт» постепенно стал заменяться истребительных подразделениях флота США. Однако F6F по-прежнему превосходил большинство японских истребителей, а благодаря ракетному и бомбовому вооружению использовался как истребитель-бомбардировщик и штурмовик. До самого конца войны эти самолеты активно использовались как с авианосцев, так и с наземных баз.
Вклад "Хеллкэтов" в общую победу над Японией огромен. За два года боев американские летчики на F6F сбили 5156 самолетов. Это составляет 75% от общего количества побед морской авиации США. Около 270 F6F было потеряно в воздушных боях. Cooтношение побед и потерь впечатляющее - 19:1. Всего было изготовлено 4401 (по другим данным - 4402) F6F-3 (до апреля 1944 года) и 7870 (7868) F6F-5 (до ноября 1945 года) различных вариантов.
Палубный истребитель F4U "Корсар"
В начале 1938 года американским флотом был объявлен конкурс на создание одноместного истребителя, приспособленного для действий с палубы авианосца. По требованию заказчика его скорость должна была быть не менее 563 км/ч на высоте 6100 м. КБ фирмы Vought приняло участие в конкурсе и вскоре ВМС США были представлены два варианта самолета, из которых был выбран один. 11 июня 1938 года был подписан контракт на постройку прототипа XF4U-1, имеющего характерную форму крыла, на виде спереди напоминающего букву W.
Такое решение в значительной мере было продиктовано стремлением добиться требуемого расстояния между землей и лопастями винта без чрезмерного увеличения длины основных стоек шасси. При создании самолета были использованы новые технологии. Впервые был применен метод точечной сварки, который позволил существенно снизить общий вес конструкции, и улучшил аэродинамические характеристики самолета.
Вооружение прототипа состояло из двух 12,7-мм пулеметов в крыльях и двух 7,62-мм над двигателем. Для борьбы с соединениями бомбардировщиков противника на XF4U-1 в крыльевых отсеках были размещены 20х2,4-кг бомб - предполагалось, что, пролетая над плотным строем бомбардировщиков, достаточно будет сбросить бомбы, чтобы поразить один или несколько самолетов!!!
В ходе проведенных испытаний было выявлено много проблем, что потребовало внесения в прототип ряда изменений. Опыт боевых действий в Европе также требовал от создателей самолета доработок конструкции. Вооружение XF4U-1 было признано недостаточным и изменено на 6-12,7-мм пулеметов, по три в каждом крыле (боезапас 400 патронов на ствол, у внешних пулеметов - меньше на 25 штук). Под внутренней частью крыльев были установлены два бомбодержателя MARK 41-2. Бронирование самолета, помимо бронестекла толщиной 38 мм, защищало пилота в кабине и маслобак. Общая масса брони достигла 68 кг. На самолете устанавливалась аппаратура распознавания.
Заключительные испытания перед представителями флота проходили 24-25 февраля, а заказ на первые 584 самолета был получен от ВМФ 3 июня 1941 года.
Первый серийный F4U-1 с двигателем R-2800-8 (1970 л.с.) был выпущен и выполнил свой первый полет 28 июня 1942 года. Во время испытательных полетов была достигнута скорость 638 км/ч на высоте 7540 метров и скороподъемность 15,23 м/сек. Масса пустого составляла 4028 кг, а взлетный вес самолета 5388 кг. Официальная передача самолета американскому флоту состоялась 31 июля 1942 г., после чего самолет был направлен на авианосец «Сангамон» в залив Чесапик.
Командование ВМФ предполагало использовать свои F4U в первую очередь как палубный истребитель-перехватчик. Но неудачные эксперименты по использованию «Корсара» с авианосцев заставили американских военных впервые применять самолеты в сухопутных частях морской пехоты. К концу 1943 года все истребительные эскадрильи морской пехоты США в южной части Тихого океана были перевооружены истребителями F4U, и к этому времени «Корсарами» было уничтожено 584 самолета противника.
Значительно сложнее проходила подготовка к использованию самолета на авианосцах. Первая серия пробных взлетов и посадок, проводившихся на авианосце «Сангамон» начиная с 25 сентября 1942 года, выявила целый ряд недостатков конструкции самолета: «Корсар» неожиданно, без всяких видимых причин, терял скорость, заваливался на правое крыло, и если пилот не успевал энергично отдать рули от себя, истребитель входил в штопор. Из-за сильного крутящего момента винта при старте и посадке ощущалась нестабильность самолета.
Стандартная техника приземления на авианосец была практически невозможна. Двигатель ограничивал обзор летчика, в момент посадки пилот был вынужден сближаться с кораблем не по прямой, а на вираже, чтобы видеть посадочную палубу. В момент приземления истребитель опускал нос и сильно ударялся основными колесами. «Корсар» подскакивал на жестко амортизированных стойках шасси, что нередко приводило к повреждению самолета. В этой ситуации командование ВМФ не могло использовать F4U-1 как палубные истребители.
Фирма –разработчик приложила немало усилий для улучшения летных данных самолета, в истребитель было внесено более 100 изменений. Только 3 октября 1942 года модернизированные истребители F4U-1 начали поступать в экспериментальную эскадрилью VF-12. Но только после долгих тренировок на суше VF-12, укомплектованная 22 истребителями «Корсар», 22 января 1943 года была перебазирована на борт авианосца «Кор» ("Core") 22 января. В середине апреля подразделение было переброшено на борт авианосца CV -17 «Банкер Хилл» (тип «Эссекс»). Это была первая палубная эскадрилья ВМФ США вступившая в бой на самолетах «Корсар», причем она действовала с «эссекса».
Эскадрилья VF-17 стала первой, которая доказала, что «Корсары» пригодны для действий с авианосцев. Вылетев с островов Новой Георгии 8 ноября 1943 года, F4U из VF-17 выполняли задание по прикрытию авианосцев «Эссекс» и «Банкер Хилл», самолеты которых наносили удары по городу Рабаул. Перехватив и уничтожив группу из 18 японских бомбардировщиков, «Корсары» почти полностью израсходовали топливо и было принято решение об их посадке на авианосцы – и все самолеты благополучно сели на палубу. Эта посадка повлияла на дальнейшее решение командования о более широком использовании F4U с авианосцев.
В середине 1943 года, начиная с 758-серийного самолета F4U-1, на всех трех сборочных линиях начато производство новой модификации истребителя F4U-1А. Кроме того, на заводах Гудиер и Брюстер также начато производство новой версии истребителя под обозначением FG-1A и F3A-1A соответственно. С ноября 1943 года, начиная с 862 F4U-1A, на самолет стал устанавливаться двигатель R-2800-8W мощностью 2250 л.с.
Во время боев за Окинаву, в марте 1945 года, в составе американского флота действовало 10 палубных эскадрилий, вооруженных F4U-1D: четыре VMF, три VBF, три VF (VF-10 на АВ «Интерпид», VF-5 на «Франклин», VF-84 на «Банкер Хилл»). В это время шло активное перевооружение с «Хеллкетов» на «Корсары», и к концу битвы за Окинаву практически все ударные авианосцы американского флота несли эскадрильи «Корсаров».
Во второй половине 1943 года начались работы над F4U-4 и уже 20 сентября самолет был принят для серийного производства. Потребность в новом истребителе была так велика, что флотом было заказано сразу 6049 самолетов. В новую модификацию истребителя было внесено более 300 изменений, но главным отличием была установка нового двигателя R-2800-18W серии С. Максимальная взлетная мощность двигателя 2070 л.с. позволяла развивать скорость 683 км/ч, а с впрыском воды в цилиндры кратковременно увеличивалась до 2450 л.с. и скорость доходила до 717 км/ч.
Вооружение из шести пулеметов было сохранено. На самолет дополнительно устанавливалось 89,3 кг бронирования. Предусматривалась подвеска двух 454-кг бомб или 8 - 127-мм ракет HVAR. В количестве 296 экземпляров была построена версия F4U-4C с 20-миллиметровой пушкой М3 (220 снарядов на ствол). До конца войны построено 1912 «Корсаров» F4U-4, и около 500 самолетов применялись в последних боях на острове Окинава, при налетах на Токио, Сайгон и другие важные цели.
Подводя итог обзору модификаций истребителя, созданных в годы войны, нужно отметить, что, хотя самолет стал широко использоваться в боевых действиях только с 1944 года, в воздушных боях «Корсарами» было уничтожено 2140 японских самолетов при потере всего 189 машин.
Среди летчиков морской авиации его считали самым мощным самолетом - истребителем американского флота, что подтверждается высоким соотношением побед и потерь (11,3:1). На каждые 30 боевых вылетов «Корсара» приходилось более одного сбитого японского самолета. Японские пилоты считали F4U лучшим американским истребителем на Тихом океане.
Но было бы неверно утверждать, что "Корсар" являлся эталоном палубного самолета-истребителя. Чтобы уверенно пилотировать «Корсар», летчику необходимо было пройти серьезную летную подготовку. Не случайно число потерянных по не боевым причинам самолетов F4U намного превышает боевые потери: 349 самолетов сбиты зенитной артиллерией, 230 по другим боевым причинам, 692 в ходе не боевых вылетов и 164 разбились при взлете и посадке на авианосцы.
За это время было построено 12 576 самолетов, более 20 модификаций. «Корсары» оставались на вооружении американского флота с июля 1942 года по июнь 1957 года, побив все рекорды продолжительности службы для поршневых самолетов. F4U стал одним из последних поршневых истребителей, выпускавшимся в США.
Самолет был одноместным цельнометаллическим одномоторным низкопланом с крылом типа «обратная чайка». Фюзеляж самолета состоял из четырех частей: двигательной, передней, средней и задней. Двигательная часть: редуктор, двигатель, система пожаротушения, нагнетатель, масляный бак; передняя часть фюзеляжа: главный топливный бак (897 л), резервный топливный бак (189 л), кабина пилота. Передняя часть фонаря из стекла толщиной 38 мм. Голову и плечи пилота прикрывает бронеплита (68 кг). Обзор назад обеспечивается зеркалом на переплете фонаря. Средняя часть фюзеляжа: отсек с радио и навигационным оборудованием; задняя часть фюзеляжа - хвостовое колесо и посадочный гак.
Крыло металлической конструкции, на виде спереди имеет форму буквы W. Консоли складывались гидравликой на стоянке. Размах крыла в сложенном виде 5,2 м, высота самолета при этом 4,9 м. В каждой консоли непротектированные топливные баки емкостью 235 л.
Двигатель - Прэтт & Уитни R-2800-8 «Дабл Уосп» - 18-цилиндровая двухрядная звезда воздушного охлаждения. Взлетная мощность 2000 л.с. при 2700 об/мин.
Вооружение: 6-12,7-мм пулеметов Кольт-Браунинг M-2. Общий боезапас составлял 2350 патронов (400 для каждого из четырех внутренних и 375 для каждого из двух внешних). Модификация F4U-1C оснащалась четырьмя 20-миллиметровыми пушками. Начиная от модификации F4U-1D, под крылом могли быть подвешены 2х453,6 кг бомбы или 8 НУРС калибра 127 мм.
Как видим, американцам удалось оснастить свои авианосцы не только современными ударными самоетами (см. предыдущую публикацию), но и обеспечить им (ударным самолетам) "качественное" истребительное прикрытие. Интересно, что в ходе войны палубные истребители прошли через две волны "замены", и это не отразилось на общей эффективности действий авианосных соединений. Такой подход стоит многого.
Источники: Балакин С.А. Авианосцы типа "Эссекс" /С.А. Балакин //- Морская коллекция, № 6(30) – 1999. – 32 с.; Авианосцы США "Essex" /сост. Иванов С . В .// - Война на море , № 5 - 2005. – 48 с. ; Friedman N. US Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.-1983.; ТТХ самолетов- Интернет энциклопедия "Уголок неба"
Начало здесь:
Авиагруппа "Эссекса": ударные самолеты