Страшную весть принёс я в твой дом, Надежда! Зови детей! (с)
Увы, еще одна грустная весть пришла с юго-западных рубежей страны. Четвертый ракетный крейсер советского проекта 1164 "Атлант" достроен не будет. После многолетних танцев с бубном вокруг наследия могучего советского ВПК, шагов вперед и назад, крейсер, видимо, приговорен окончательно.
Созданный в 70-е годы ленинградским Северным конструкторским бюро проект предназначался для решения универсальных задач в составе соединения, но в основном для уничтожения надводных кораблей противника, вплоть до авианосцев. Для этого каждый корабль нес 16 пусковых установок сверхзвуковых крылатых ракет П-500 «Базальт». При модернизации в 2011-2018 годах на крейсерах российского флота они заменены на П-1000 «Вулкан». Корабли занимали среднюю ступень между могучими, но дорогими "Орланами" проекта 1144 и эсминцами проекта 956.
Головной корабль проекта -"Слава" заложили 4 октября 1976 года. Планировалось построить 10 таких крейсеров для советского флота, потом программу сократили до 6. Еще два были отменены постройкой 4 октября 1990 года.
Строил все корабли проекта Судостроительный завод имени 61 коммунара ( № 445 ) в городе Николаеве. И если три первых крейсера успели благополучно вступить в строй Советского флота, перешли в ВМФ РФ и служат, то судьба четвертого корабля проекта тосклива и незавидна.
Распад Советского Союза он встретил на заводе, в состоянии достройки и 1 октября 1990 года был "приватизирован" независимой Украиной. Готовность его на тот момент составляла 75%.
Заложен крейсер был как «Комсомолец» 29 августа 1984 года, 23 марта 1985 года был переименован в «Адмирал флота Лобов», 17 декабря 1993 года получил гордое название "Украина", в июле 2010 года наименование было отозвано и корабль ныне называют либо по последнему названию либо безликим корпусом №2011.
«Украина», 29.08.1984 - 23.03.1985 — «Комсомолец» , 23.03.1985- 20.03.1993 — «Адмирал флота Лобов». Судостроительный завод имени 61 коммунара, Николаев. Заводской номер 2011. Заложен 29 августа 1984. Спущен на воду 11 августа 1990 года.
Водоизмещение 11 500 т (стандартное). Длина 186,4 м. Ширина 20,8 м. Осадка 8,4 м.
Двигатели- Двухвальная, газотурбинная, с теплоутилизационным контуром (ТУК), 4 × 22 500 л. с. + 2 × 7700 л. с. = 105 000 л. с. Скорость хода 32 узла. Дальность плавания более 7000 морских миль на скорости 18 узлов. Автономность плавания по запасам провизии — 30 суток. Экипаж более 500 человек
Вооружение- 1×2 130-мм артиллерийская установка АК-130. Зенитная артиллерия- 6 ЗУ АК-630. Ракетное вооружение 16 ПКРК П-500. 64 ПУ ЗРК С-300Ф «Форт», 2 × 2 ЗРК Оса-М. Противолодочное вооружение 2 РБУ-6000. Минно-торпедное вооружение 2 × 5 533-мм торпедный аппарата. Авиационная группа вертолёт Ка-27
От головного корабля серии, крейсера « Москва », крейсер должен был отличаться составом радиоэлектронного оборудования, конструкцией дымовой трубы и расположением грузового и шлюпочного устройств.
Российские корабли этого проекта занимают достойное место на флоте.
«Москва» (с 05.11.1976 по 15.05.1995 года — «Слава»)-флагман Краснознаменного Черноморского флота.
«Варяг» (с 16.10.1989 по 21.12.1995 года — «Червона Украина»)-флагман Краснознаменного Тихоокеанского флота.
«Маршал Устинов»( с 5.10.1978 по 23.03.1985 — «Адмирал флота Лобов»)-в составе Краснознаменного Северного флота.
Крейсеру же, волею судеб и беловежского соглашения, попавшему под юрисдикцию Украины и получившему ее имя, повезло меньше. Для украинского флота он стал самым крупным кораблем за всю его многотысячелетнюю историю.
Изначально амбиции самостийной державы требовали достроить корабль и ввести его в строй. Пока красный директор Кучма был у власти, работы на корабле продолжались, правда медленно. Грошей не хватало. Укомплектованный в 1994 году экипаж пришлось расформировать. В 1998 году готовность крейсера довели до 95% , вновь набрали экипаж...и вновь его распустили. Всего было сформировано и расформировано три экипажа.
В 2001 году местный губернатор, уставший содержать бесперспективный недострой, начал вновь зондировать возможность продажи. Российское руководство было не против взять корабль в счет огромных долгов незалежной, даже название для крейсера в составе флота зарезервировали-"Санкт-Петербург". Однако украинских чиновников интересовали только живые деньги, сделка не сложилась.
Россия была готова купить крейсер в начале 2000-х за символический миллион долларов, но Киев хотел гораздо больше. А Китаю продавать запретили американцы. Хотя о реальном интересе к такой покупке со стороны Китая или Индии неизвестно. Ибо продать крейсер с вооружением украинцы не могли, т.к. международными соглашениями был запрещен экспорт ракет с дальностью от 300 километров, а у "Базальтов" она выше 500. Без вооружения (кстати российского производства) покупателю надо было самостоятельно искать ему замену. Речь шла только о корпусе с силовой установкой. Азиатов такие сложности не заинтересовали.
В 2004 году при Ющенко недостроенный крейсер открыли для экскурсионных туров и обеспечили сувенирной продукцией.
Состоятельные селяне с тернопольщины и ивано-франковщины смогли осмотреть и потрогать руками военную мощь незалежной державы и ее могучего флота.
С приходом к власти на Украине Януковича начались долгие и мучительные переговоры о продаже недостроенного "Атланта". В рамках переговоров корабль и лишили названия, все-таки продавать "Украину" было немного некрасиво.
На встрече президентов Украины и РФ 17 мая 2010 года в Киеве главы государств договорились о достройке крейсера с помощью российской стороны.
Переговорщик от РФ, тогдашний министр обороны Сердюков, торговался жестоко. В марте 2011 года он заявил, что ракетный крейсер российская сторона возьмет только даром. На достройку, восстановление и доведение до современных стандартов требовались огромные дополнительные вложения. Специалисты оценивали расходы на достройку крейсера с полной модернизацией в 1,1 миллиарда долларов.
Конечно, в реальности разговаривали о реальных деньгах, но на публику в основном озвучивали всевозможные крайности. Цену в миллиард долларов , названную премьер-министром Украины Юрием Ехануровым, в РФ посчитали "заоблачной". Киевский же журнал Defense Express подсчитал, что стоимость крейсера может составить 4,7 млрд долларов и власти продают крейсер задешево.
Уже договорились: или 450, или 600 миллионов долларов за этот корабль. На что украинская сторона ответила: "только 800". На что они [россияне] ответили: "Мы за 800 построим новый"-( Виктор Ставицкий, один из создателей корабля и всей серии «Атлантов»).
В сентябре 2013 года стало известно, что представители военно-промышленной комиссии при Правительстве России договорились все-таки с руководством Украины о покупке недостроенного крейсера за 1 миллиард рублей. Пока утрясали детали, на Украине произошел государственный переворот. Бывшая "Украина" так и осталась ржаветь у причала Николаевского завода.
Зарплату николаевские судостроители прекратили получать почти сразу, с ноября 2014 года.
В 2017 году Президент Украины Пётр Порошенко принял решение о демонтаже оборудования и продаже недостроенного крейсера на лом. 5 декабря 2017 года Министерство обороны Украины письмом № 220/8483 отказалось от ракетного крейсера «Украина».
"У нас таких задач нет, поэтому использовать его по назначению мы не сможем. Нам надо уничтожать российские корабли, а у них таких авианосцев пока еще нет… Поэтому "убийцы авианосцев" Украине не нужны", - заявил главком украинского флота.
18 августа 2018 года появились слухи, что в приобретении корабля заинтересована Бразилия, но на этом все и закончилось.
21 июля 2019 года новый Президент Украины Владимир Зеленский во время рабочего визита в Николаев и посещения судостроительного завода заявил: «Мы распиливать не дадим. Это невозможно». Как хозяин своего слова пан Зеленский как дал его, так и назад взял. Во время очередного визита он уже обсуждал с корабелами, имеющими многомесячную задержку по зарплате продажу крейсера на металл с последующим заказом заводу 2-4 корветов типа "Владимир Великий". Президентское слово, оно же дорогого стоит....
19 сентября 2019 года новый директор Укроборонпрома Айварас Абромавичюс объявил о продаже корабля.
И, наконец, 29 января 2021 года Кабинетом министров Украины было принято решение демонтировать вооружение с ракетного корабля с последующей продажей либо утилизацией судна.
Подробности, как сейчас принято на Украине, из соцсетей, от военного эксперта из Киева, по имени Тарас Чмут. Простите, других экспертов немае.
По его информации планируется
« снять всё вооружение и системы для дальнейшей установки на (корабли) «Сагайдачный», «Прилуки», «Олефиренко» и другие уже имеющиеся корабли/катера/судна. Корпус или утилизировать на металл через аукцион, или использовать в качестве мишени для «Нептуна»/авиации/торпед. Заодно и проверим сильные/слабые стороны 1164 проекта. Можно расстрелять из Р-360МЦ, можно затопить под туристическую локацию.»
"Эксперт" предлагает испытать "новейшую" украинскую противокорабельную ракету "Нептун"(модификация советской Х-35) на корпусе "Украины", однотипном флагману КЧФ , крейсеру "Москва".
Решение похоже, окончательное, выкруживать гешефты вокруг корпуса корабля, 30 лет ржавеющего у достроечной стенки, далее невозможно. Жадность фраера сгубила. Ни самим достроить ни продать вовремя, пока был спрос, не получилось. Могучий боевой корабль отдан ржавчине.
Сейчас крейсер это :
«Музей неспособности Украины мыслить стратегически и считать свои деньги» (эксперт Украинского института стратегических исследований Николай Белесков).
А в это время в Париже России:
За 2020 год ВМФ России получил атомный подводный крейсер «Князь Владимир» с баллистическими ракетами «Булава»; фрегат «Адмирал флота Касатонов»; большой десантный корабль «Пётр Моргунов»; подводную лодку «Волхов»; корветы «Гремящий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов». Маловато. конечно, но, как я понимаю, и окончательной концепции использования флота пока нет.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам