Сейчас в России сверловка Ланкастер воспринимается как своего рода "эрзац", заменитель нарезного оружия, который можно купить с "гладкоствольной" лицензией. Так было не всегда.
Эрзац или прототип?
Во-первых, то, что мы считаем нарезным стволом появилось практически одновременно с нарезкой, предложенной Чарльзом Ланкастером. Это был очень образованный человек, потомственный оружейник, который знал о "нарезах" если не все, то многое. Знал он, естественно, и про отсутствие единого стандарта для "штуцеров" и прочего раннего нарезного оружия.
То есть, идея уже несколько веков как существовала, но оптимального, принятого за "образец" ее воплощения еще не было. Да что уж там, по большому счету мы и сейчас не уверены, что "4 нареза" останутся стандартом для стрелкового оружия. Heckler und Koch, например, продолжает "клепать" оружие с полигональной нарезкой и никто, вроде, не жалуется.
В 19 же веке предложение использовать 2 витых нареза с краями, переходящими в поля и вовсе было не "кощунством", а интересным, требующим дальнейшей проработки инженерным решением. Чарльзу Ланкастеру выдали в Великобритании патент и сказали: экспериментируйте, посмотрим, что из этого выйдет.
Разумеется, не обошлось без скандалов и интриг. Бытует мнение, что гражданин Ланкастер, уважаемый человек, дружный с пэрами, сэрами и прочими лордами, просто украл изобретение у своего менее известного коллеги, по фамилии Контринер. Который с пэрами не дружил и оружейной компанией, приближенной к Королевскому Арсеналу, не владел.
Впрочем, продукция семейной компании Ланкастеров никогда не сводилась к одной только сверловке. Так что, возможно, и клевещут на ударников капиталистического труда. Так или иначе, сверловка Ланкастер зарекомендовала себя в артиллерии, а потом стала использоваться и в некоторых моделях стрелкового оружия того времени.
Пока не была вытеснена стандартными нарезами в виде канавок-бороздок. Кстати, именно эти формулировки (в общем-то далеко не самые точные) и стали юридическим основанием для того, чтобы на территории РФ оружие со сверловкой Ланкастер считалось гладкоствольным. Хотя, конечно, Чарльз Ланкастер создавал нарезное оружие и считал его именно таковым.
Сверловка Ланкастер в наши дни
В России оружие весьма удачно заняло "промежуточную" нишу между гладкоствольным и нарезным. Разрешение на последнее получать долго и сложно. А точность стрельбы из "гладкоствольного по паспорту" карабина со сверловкой Ланкастер все-таки очевидно возрастает.
Зачастую, сверловку либо недооценивают (как правило, обладатели нарезного оружия), либо переоценивают. Дескать, и чистить ствол проще и точность на средние дистанции сопоставима с карабинами, и начальная скорость пули выше. И вообще, на пуле нарезов не остается.
Истина где-то посередине. Нарезы на пуле остаются, это может подтвердить любой, кто такие пули видел. Точность у винтовок с нарезкой Ланкастер ощутимо ниже, зато они более универсальные и могут стрелять и дробью, и пулей.
В странах с более либеральным, чем российское, оружейным законодательством про сверловку Ланкастера, как ни странно, не забыли. Но это и считается своего рода "экзотикой". Поэтому ориентироваться стоит прежде всего на российский опыт использования. Который однозначно свидетельствует о том, что карабин с такой сверловкой "и споет и спляшет", но сделает это не так хорошо как оперный певец или балерина.
Если человек не очень хорошо умеет стрелять, иногда хочет ходить на охоту как на птицу, так и на среднего зверя и рассматривает оружие как средство для защиты дома, то ему, возможно, стоит присмотреться именно к карабинам со сверловкой Ланкастер.
У них, выражаясь иносказательно, "интересы совпадают", оба умеют "всего понемногу".
Поэтому тех, кто заинтересовался "Ланкастерами", мы приглашаем посетить наш магазин или полистать каталог. Вы можете зарезервировать понравившуюся модель или прийти к нам и спросить обо всём опытных менеджеров.