Найти тему
I-Fermer

Не ПТУ, а колледж! Как учатся в колледжах?

Здравствуйте! Так получается, что многие оканчивая девятый класс средней школы, сталкиваются с необходимостью проходить профессиональное обучение в т.н. колледжах, ранее носивших название ПУ (профессиональное училище), ещё раньше ПТУ (профессионально-техническое училище), ну как бы там не было, среди народа, такие учреждения начального профессионального образования носили сленговое название «бурса». В данном очерке вы узнаете, что представляет из себя колледж на самом деле, стоит ли туда идти учиться и возможно ли окончить бурсу ни разу никуда не «встряв».

Сейчас очень многие подобные организации носят гордое название техникумов, что автоматически подразумевает наличие диплома не о начальном, а о средне-специальном образовании. Но и поступить туда стало несколько сложнее, чем в бытность новоиспечённых техникумов колледжами. Кроме того, окончив колледж или техникум, вы становитесь гордым обладателем аттестата о полном среднем образовании, то есть заканчиваете все 11 классов средней школы, что разблокирует для вас дорогу к высшему образованию. Для поступления в колледж зачастую не нужно сдавать вступительные экзамены. Просто приносите документы и медицинскую справку, кроме того, в большинстве случаев обучение является бесплатным да ещё и стипендию платить будут. И казалось бы вот он – билет в светлое будущее. В целом ряде случаев так оно и есть, однако, есть нюансы. Ни для кого не секрет, что помимо приличных людей, попавших в стены данных учреждений в силу самых разных, зачастую нифига не простых жизненных обстоятельств, огромное множество обитающих там личностей являют собой настоящее социальное днище. Наверное, правильнее было бы сказать, что помимо социального мусора, туда попадают и приличные люди. Такая характеристика наиболее чётко отражает процентное соотношение упомянутых прослоек нашего общества в таких заведениях. Малолетние уголовники и им сочувствующие, ауешники, просто отбитые личности, дети с задержками развития. В зависимости от профессиональной ориентации учебного заведения концентрация тех или иных представителей выше обозначенных категорий может многократно варьироваться. Там, где учат швей да поваров, больше всего именно людей с физическими особенностями развития. Например, ваш покорный слуга, отучился в профтехучилище на повара-кондитера как-раз потому, что является инвалидом по зрению. В железнодорожных же училищах большинство учащихся будут физически полноценными и нормально развитыми людьми, но стоит отдавать себе отчет в том, что когда я говорю, нормально развитыми, я имею ввиду именно физическое и умственное развитие. Психолого-социальная же составляющая там подчас гораздо хуже, чем в любом поварском бурситете, ибо никуда не делась народная поговорка сила есть, ума не надо. Кроме того, огромную роль здесь играет гендерный состав групп учащихся. В тех коллективах, где есть место девушкам, как например в тех же поварах, обстановка гораздо более расслабленная и непринуждённая. Какими бы оторвами не были барышни, а я ещё раз подчёркиваю, оторвы там далеко не все, тем не менее всегда присутствие девушек смягчает обстановку и создаёт среди парней гораздо более дружелюбную атмосферу. Такие коллективы как правило напоминают обычный школьный класс. Причём, как и классы в школах, группы в колледжах могут быть даже не смотря на смешанный состав, довольно жестокими и агрессивными. Так или иначе, но наша поварская группа была коллективом весёлым, но довольно мирным. До сих пор для меня остаётся загадкой, почему от нас отказалась преподавательница биологии. Неужели мы были хуже каких-нибудь сварщиков или каменщиков. Мы никогда не грубили преподавателям, если не слушались, то это выражалось просто в гомоне и смешках на протяжении занятия, и не более того. В общем, Ольга Александровна, почему? 😊 Для контроля дисциплины у нас на занятиях существовали т.н. тетради поведения, в которые записывались фамилии нарушителей, которых на следующий день отчитывал лично директор училища на утреннем построении перед занятиями. Да-да, у нас было такое правило. Раздаётся первый звонок, и все стягиваются во внутренний двор разбиваясь на группы. Выходит директор, публично отчитывает нарушителей прошлого дня, особо злостным объявляется о каких-нибудь мерах наказания, варьирующихся от степени вины и системности нарушений, затем если есть необходимость, нам доводили какую-нибудь новую информацию, после чего все расходились на занятия. В принципе, ничего особенно страшного в попадании в тетрадь поведения не было. По крайней мере в первый раз, но могу со всей ответственностью заявить, что не смотря на попадания в такую тетрадь, в силу разных причин перед всем училищем меня так и не поругали. Однако занятия – это хоть и большая часть времени, проводимого в стенах училища, но далеко не самая насыщенная. Ибо самый трешак творится перед занятиями, на переменах и по окончании пар. Стандартное утро в моей бурсе представляло собой проход через баскетбольную площадку во дворе, которая была по сути, курилкой. Там стояла практически вся бурса и дым от сигарет иногда превращался в сплошную пелену никотинового тумана. Повсюду на мобилочках играла музыка, плейлист которой был весьма разнообразен, от модных в то время попсушек, до шансона и иногда даже рока. Кстати именно на период обучения в бурсе пришёлся мой 2007-й, но об этом чуть позже. Так-вот иду я однажды утром перед первым звонком через курилку и прохожу мимо троих парней, двое стоят напротив одного и именно в тот момент - когда я проходил мимо, между ними развивался тот самый, такой близкий любому жителю СНГ полилог.

- Деньги есть?

- Нету.

- Отвечаешь на свой рот?

И такая картина была обыденностью. Вмешиваться и пытаться препятствовать правонарушению было бесполезно. Это как отбиваться от одной осы находясь посреди их роя. Да и не факт, что дело обязательно кончится грабежом, ведь 80% таких вот выяснений ничем в итоге не заканчивались. Но осадочек, конечно, оставался. Вот когда действительно стоило опасаться за свою безопасность и материальное благополучие, так это в день выдачи стипендии. Во времена моей учёбы стипендию ещё не перевели на банковские карты а давали по старинке наличными на руки. Вот тогда-то и начинался настоящий отыгрыш прокаченного красноречия. Дело в том, что если во дворе бурсы собирались местные любители халявы, то вот к воротам, да и вообще в квартал, где стояло учебное заведение, стягивалось отребье со всей округи. Местные чёткие пацаны как правило были осведомлены о «стипухе» от друзей, которые здесь учатся, да и нередко получали непосредственные наводки на тех, у кого деньги точно есть. Далее действовали кто во что горазд. Кто-то «щемил лохов» прямо у ворот, кто-то следовал за жертвой квартал-другой и в тихом месте задавал те самые вопросы. Что касается меня, не буду лукавить. Один раз я отдал стипендию на первом курсе. Ну просто никогда до этого не встречал я гопников. Да-да, вот в таких сахарных условиях я жил до училища. И традиционное «А если найду», поставило меня в тупик. Сейчас вроде как с этим проще. Стипендию перечисляют на карту и при желании карту можно вообще не носить с собой на учёбу. Хотя, конечно, никто не отменял гопстопы на другое имущество и деньги. Кстати, в наше время телефоны тоже «отжимали», но это уже считалось полноценным преступлением, решались на которое не то что бы очень многие. Громких драк, увечий и откровенно криминальных историй за годы моей учёбы тоже было не много. Дирекция бурсы боролась за дисциплину как могла. В рамках этой борьбы нам даже привезли выездное заседание суда с доставкой прямо в актовый зал. Суд, кстати, был вполне себе настоящим и в качестве подсудимой, там была одна барышня которая избила и «поставила на счётчик» другую барышню. Обе были нашими студентками. У подсудимой, кстати, к тому времени уже висел непогашенный условный срок, вследствие чего девушка на год уехала «на малолетку». Кстати, небольшое отступление, забудьте все эти суды по телеку и в кино, где интригующий момент оглашения приговора разыгрывается полторы минуты. Это ложь. Когда оглашали приговор нашей девочке, нас подняли и весь зал стоял в районе часа. Судья зачитывала практически все материалы дела. Включая протоколы допросов и потерпевшей, и подсудимой, и свидетелей, и акты медицинского обследования и ещё кучу всевозможных заключений. В общем, пока огласили приговор, мы прокляли всё на свете. Потом нашу принцессу заковали в цепи и вывели из зала под конвоем автоматчиков. Но как бы там не было, а выглядело всё действительно интересно. А если бы не долбаное оглашение приговора, было бы вообще сплошное развлечение. Подействовало такое представление хоть на что-то? Угадайте сами. Всё просто шло своим чередом и дышалось в стенах бурсы относительно легко. Но и особых иллюзий тоже питать не стоит. Было, откровенно говоря, неспокойно. Тем более вернёмся к тому обстоятельству, что это был «мой 2007-й». Противостояние между гопниками и представителями других субкультур было на самом пике. Кстати не знаю, как у других, а в наших краях к гопникам живенько приклеились реперы и немногочисленным отрядам местных нефорков приходилось отбиваться и от тех, и от других. Отлично, граждане реперы! С тех пор обожаю вас за смелость и непримиримую жизненную позицию. Кстати, если уж говорить совсем откровенно, то за весь период рассвета и упадка субкультурной движухи, я так и не увидел ни одного настоящего представителя того или иного лагеря. Все были какие-то наполовину или недо. Собственно, и я в то время был самым настоящим недо… В прочем, это уже совсем другая история.

С криминалом и гопотой разобрались, если я чего-то не упомянул, спрашивайте в комментариях. Ну и крайний пункт, о котором обязательно стоит сказать - учёба, оценки и коррупция. Из всех возможных вариантов обучения в рамках российского образовательного пространства, колледжи представляют собой наиболее «лайтовый». Дело в том, что во многих аспектах колледжи являются идейным продолжением средней школы, что в свою очередь формирует, соответствующее отношение к образовательному процессу и преподавательского состава и администрации. Проще говоря, все всё прекрасно понимают и если мы говорим о государственных колледжах, то там вам будут всячески помогать и иной раз тянуть за уши. Вплоть до того, что у нас на экзамене по математике, наиболее вязнущим в этой дисциплине личностям, среди которых был и ваш покорный слуга, вообще принесли готовые полностью расписанные решения задач программы минимум, то есть, на тройку. Мы их тупо передрали и сдали. На экзамене по русскому языку и литературе, мы естественно принесли с собой книжки с готовыми сочинениями, у нас их собрали, затем каждый подходил с темой своего задания и из общей массы ему подбирали что-нибудь максимально соответствующее. На защиту диплома нам нужно было подготовить чисто символическую работу по объёму меньше, чем захудаленький универский реферат, как сейчас помню, тема моей работы была, горячие напитки. Ну и в качестве наглядного пособия, какую-нибудь выпечку. Я принёс бисквит с изюмом.

Ну и последнее – коррупция и поборы. Коррупции не было как таковой. Я не знаю ни одного человека, кто заплатил бы хоть копейку за экзамен, контрольную, диплом или «курсач». Всем помогали, всех тянули как могли. А вот поборы были. Всем в обязательном порядке нужно было сдавать «добровольную спонсорскую помощь». Именно добровольную. Так было написано в кассовых квитанциях. Но сдавали такую помощь естественно все в принудительном порядке, в прочем, не думаю, что сейчас этим можно кого-нибудь удивить. Я сдавал её посредством стипендий. Я просто ставил роспись в ведомости получения и затем сдавал квиточек. Денег я даже не держал в руках. На этом фоне крайне забавно было говорить с гопотой в квартале. Стоишь весь такой на релаксе перед тремя гопорями и с улыбочкой говоришь чистую правду. Денег нет… Ну и далее по тексту. Слушаешь угрозы, мол если узнаем, что наврал, да мы… Да ты… Да мы тебя… И просто уходишь. Под конец третьего курса мне удалось выкроить пару-тройку «стипух» и вынести их по инерции образа наработанного за предыдущее время.

В общем, как-то так, дорогие товарищи. Что хочется сказать в финале, если этот очерк кто-нибудь читает – всё-таки он первый, скорее всего вы здесь за тем, что бы найти ответ на вопрос, стоит ли идти учиться в колледж. Поэтому, каков итог? Итог прост. Всё зависит от вас. Учёба в колледже - не сахар. Гуманное отношение к образовательной программе с лихвой компенсируется крайне непростым контингентом. Домашним мальчикам и девочкам покажется, что там сконцентрировалось самое страшное зло из их школы. Все те, с кем в школе вы бы хотели пересечься в узком коридоре в самую последнюю очередь. И знаете, не буду лукавить. Зачастую так оно и есть. Некоторые ребята попадают в по-настоящему непростые условия и это тоже возможно. Но есть одно очень весомое «но». Любой занюханный колледж, это не убойный цех и не бойцовский клуб. Это не место лишения свободы, если конечно речь идёт не о специализированных заведениях. Это место, в которое приходит огромное множество людей, и 99 и много-много девяток после запятой процентов, удачно заканчивают такие заведения и продолжают свой жизненный путь. Много моих одногруппников пошли работать по специальности. Они стали поварами. Кто-то потом стал технологом, а потом и шеф-поваром, а это уже сами понимаете, статус. А всё началось с колледжа. Я так скажу, за время моего обучения (2006-й – 9-й годы), в моём училище никого не убили. Совсем. Но! Горячие моменты конечно же были. Я даже ни разу ни с кем не подрался и отношения с одногруппниками у меня были отличные. Но! Мне повезло с группой. И это тоже надо учитывать. Ну и последнее: в нежном юношеском возрасте все проблемы кажутся гораздо больше ощутимыми, чем они есть на самом деле. Лишь с возрастом ты понимаешь, насколько все твои тогдашние переживания и страхи были ничтожными. Отчасти поэтому своё училище я вспоминаю больше с хорошей стороны, чем с плохой. Но! Работать туда преподавателем я бы не пошёл точно. Окончательные выводы делать только вам. Если остались вопросы, я с радостью на них постараюсь на них ответить в комментариях, в общем пишите, что думаете, ставьте, что хотите и до новых встреч!