Найти в Дзене
MisSova

«Выстрел» из «чеховского ружья». Что это и зачем нужно

Оглавление

Что такое текст и как он строится? Какие законы влияют на его удачное построение? Все ли решают герои и их взаимоотношения? Что такое "чеховское ружье" и для чего оно нужно в тексте? Предлагаю поговорить об этом сегодня.

"Ружья" давно стали значимой частью текстопостроения. Хороший "выстрел" делает текст в разы увлекательней. Коллаж авторский.
"Ружья" давно стали значимой частью текстопостроения. Хороший "выстрел" делает текст в разы увлекательней. Коллаж авторский.

Как строится текст

Создание произведения - весьма сложный процесс: перед написанием истории автору приходится продумывать различные мелкие детали. Сюда входит история мира, его динамика (чем четче продуман сюжет, тем меньше логических дыр будет в дальнейшем), философия, персонажи.

Характер героев и их развитие - важная часть произведения. Персонажи (не только главный герой) должны меняться. Статика никого не делает интересным. Причем меняться герои должны под воздействием среды и взаимоотношений. Тогда происходит внутренний конфликт, меняются взгляды персонажей, история расширяется.

Но, кроме внутреннего роста и изменения героев, нужны еще и внешние факторы, детали, которые «толкают» сюжет и видоизменяют его. Видоизменяют иногда так, что читатель (после прочтения) находится в состоянии шока, потому что они [детали] переворачивают его представление об истории или здорово дополняет ее, придавая новый смысл. Такие элементы принято называть «чеховским ружьем».

«Чеховское ружье». Что это?

Прежде чем говорить о том, что такое ружье, давайте обратимся к первоисточнику:

«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить»
А. П. Чехов

Что же это значит? Это значит, что все детали, которые есть в тексте, даже если они малозаметные, должны работать на произведение. И в конце давать некий вау-эффект. Они должны делать историю более объемной и «переворачивать» ее.

Если же детали на текст не работают, то, согласно Чехову, их быть не должно.

Чаще всего с «ружьями» мы сталкиваемся при прочтении детективов: все мелкие детали произведения приводят к разоблачению преступника. Хотя и в других жанрах с подобными элементами мы сталкиваемся не реже.

Когда читатели замечают подобные «ружья», они испытывают радость от того, что были достаточно внимательны и теперь вознаграждены за это.

Удачные «ружья»

Какие же бывают примеры удачных «ружей»?

Например, представим себе начало текста: по городу идут два литератора и обсуждают библейские легенды и факт их достоверности. К ним подсаживается незнакомец и рассказывает о Понтии Пилате. После этого один из литераторов, поэт, намекает на то, что подошедший сумасшедший, а неизвестный предлагает ему узнать значение термина «шизофрения».

Вскоре на глазах поэта случается несчастье, после чего он попадает в сумасшедший дом. Там он знакомится с писателем, которого именуют Мастером. Мастер - автор романа о Понтии Пилате. Судьба Мастера и его роман являются основой произведения. Причиной, по которой Неизвестный оказывается на Патриарших прудах.

Или, например, мы читаем роман в письмах, где на протяжении всего произведения два злодея обсуждают свои преступления и планы о том, как их совершать. Один из них признается, что в обществе его считают приличным человеком, образцом всех правил и высмеивает это. А в конце романа мы узнаем, что эти письма уже давно прочитаны всеми людьми, которые составляют сливки общества. И что злодей был разоблачен собственными письмами.

Или, к примеру, девушка в слезах приезжает к детективу и просит расследовать гибель ее сестры. Она утверждает, что жила вместе с сестрой и отчимом, который приехал из Индии и любит экзотических животных.

Сестра погибла при загадочных обстоятельствах, успев только прошептать перед смертью: "Пестрая лента". Все думают, что виновниками являются цыгане, но в конце романа выясняется, что отчим привез из Индии змею, похожую на пеструю ленту.

Все примеры: Понтий Пилат и сумасшедший дом (М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"); письма и признания (Шодерло де Лакло "Опасные связи"); человек, любящий экзотических животных и приехавший из Индии (А. Конан Дойл "Пестрая лента"), являются отличными «ружьями», потому что переворачивают текст и позволяют его переосмыслить. Полностью понятными детали становятся только в конце текста.

А вы часто замечали детали, которые выстреливали в конце текста? Какие ваши любимые «чеховские ружья»? Пишите ли вы тексты? И если да, то используете ли такие детали? Если вам понравилась статья, предлагаю вашему вниманию свою статью о ружьях мира Гарри Поттера, которые не выстрелили.