Найти в Дзене
Занудный балет

Как сорвалась дуэль Большого театра и Михайловского, и как заставить себя смотреть 2 раза одно и то же

Помню, как-то писал статью о конкурсе «Большой балет», и кто-то из комментаторов отметил, что в отличии от изначально неравной ситуации, когда есть пара из Мариинского театра и все остальные, неплохо было бы провести, так сказать, «турнир четырех», т.е. конкурс, в котором бы участвовали танцовщики из Большого, Мариинского, Михайловского театров и МАМТа. Вот это было бы зрелищно и справделиво. Что ж, у автора была возможность посетить примерно такое зрелище.

Причем не заочное, - так, что кто-то оттанцевал, получил оценку, ушел за кулисы, а далее следующий на очереди, - а именно непосредственное, лицом к лицу. В общем, в балете «Спартак» в Новосибирском академтеатре схлестнуться должны были 2 пары: одна из Большого театра (Денис Родькин, Анна Никулина), другая из Михайловского (Эрнест Латыпов, Анжелина Воронцова). Это было четкое разделение: первые должны были представлять сторону добра, т.е. Спартака и Фригию, вторые – сторону зла, причем что для Латыпова, что для Воронцовой это были дебютные исполнения.

Эрнест Латыпов - Красс

Как же хотелось увидеть дебют Анжелины Воронцовой в партии Эгины! Выглядело это очень интригующим с того самого момента, как об этом стало известно еще в конце января. Тем не менее, ехать за тридевять земель на один только спектакль не хотелось (а так получилось, что в ближайшие дни были только «Спартаки» да дуатовская «Баядерка», идти на которую не особо душа лежала).

Первый «Спартак» (12 марта) - с Иваном Васильевым, местной примой Анной Жаровой, Анжелиной Воронцовой и Эрнестом Латыповым в партии Красса. Второй – полностью местный состав. Наконец, третий (14 марта) – с тем же составом стороны зла, что и в первый день, к которым добавлялись Родькин и Никулина. Вот именно это интригующее противостояние Большого и Михайловского театров склонило все же чашу к тому, чтобы поднять свои чресла и таки пуститься в неближний вояж.

Иван Васильев: монолог-1

Противостояния, однако, не получилось: Никулина вроде как заболела ковидом, что исключало ее приезд, а Родькин, как человек, контактировавший с ней, также снялся. При этом, как выяснилось, 13 марта он вполне себе здоровый танцевал со Светланой Захаровой в Большом театре в «Даме с камелиями». В общем, как я понял, ситуация такая: Светлана Захарова для выступления затребовала себе в партнеры Родькина, а он, выступив 13 числа, не мог на следующий же день пуститься, во-первых, в 4-часовой перелет в Новосибирск, а во-вторых, танцевать физически сложную партию Спартака практически без отдыха. Так что, вот так вот совпало, не повезло.

Хотя, Родькин с Никулиной, как мне кажется, никуда не денутся и все-равно приедут в Новосибирск – чай, гонорары-то уже, как говорится, уплОчены, и отрабатывать их все-равно когда-нибудь придется. И будет это, скорее всего, как раз где-нибудь осенью. Там и я подоспею.

В общем, Родькин и Никулина были заменены на все тех же Васильева и Жарову. Предстояло смотреть один и тот же состав 2 раза.

Честно говоря, когда увидел Латыпова, заявленного в качестве Красса, у меня почти не было сомнений, что это будет полное фиаско. Однако сам спектакль запутал предстартовый расклад и заставил задуматься, кто же в действительности стал слабым звеном на стороне зла.

Анжелина Воронцова в партии Эгины... Как же полярны бывают мнения людей, смотрящих, казалось бы, одних и тех же артистов в одном и том же спектакле. Кто-то откровенно высказывался в том духе, что Эгина у Воронцовой не получилась, кто-то дипломатично отметил, что «пока не Александрова», третьи же увлеченно обсуждали ее «идеальное попадание в роль»...

Скажем так: в общем и целом, партия оказалась сырой, что, наверное, понятно, учитывая отсутствие опыта ее исполнения. В некоторых моментах было очевидно, что Анжелина настроена лишь на то, чтобы сделать движения, а также борется с попаданием в музыку (не всегда успешно). В некоторых моментах ее движения были неуверенны, где-то угловаты и резки. В вариации 3 акта с тирсом (он же жезл, посох, кадуцей), где идет забрасывание ноги в высоком батмане за жезл и проворот в таком положении, трюк чуть не сорвался, балерину пошатнуло, что было видно и обычным любителям (сидевший радом со мной мужчина даже тихо воскликнул "ой!").

Да и в целом, по образу, не было видно особой обольстительности, коварства, жажды власти, твердости намерений... Совсем не очевидно было, что именно она способна зажечь Красса на месть Спартаку, и что ее роль в итоговой победе так уж велика.

Конечно, были и положительные моменты. В каких-то (видимо более хорошо выученных) местах Анжелина была как всегда пластична и технична. Конечно же, она старалась и проявляла самоотдачу, но этого было маловато для итогового успеха.

Кусочек "Аппиевой дороги"

Что касается Красса-Латыпова, то он, на мой взгляд, удивил со знаком плюс. Кто-то из местных "насмотренных" в первом антракте уже поспешил назвать его просто "прыгающим мальчиком". Не могу согласиться с такой формулировкой. Не "мужем", конечно, а больше юнцом был его Красс, однако ему удалось передать множество отрицательных качеств героя. Он был самодоволен, мерзок, чванлив, при этом выглядел человеком со стрежнем, способным самостоятельно решить проблему восстания, и которому не надо помогать.

В конце второго акта, когда Спартак побеждает его в поединке и жестом прогоняет, Латыпов, кажется, не воспринял это, как пощечину, совсем не смутился своего позора, не выглядел побитой собакой, не выказывал подавленности, сохранил присутствие духа и настрой, и уже тогда было понятно, что мстить он будет жестко, и подбивать его на это и дополнительно раззадоривать нет необходимости.

От этого, кстати, и смазалось начало третьего акта - было не совсем понятно, о чем после этого можно вести диалог Крассу и Эгине, т.к. он самодостаточен, а она не очень-то способна воспламенить его на борьбу. Да и вообще, если бы присутствие Эгины не предполагалось по либретто, Латыпов вполне мог бы обойтись и без нее. При этом премьер Михайловского танцевал достаточно энергично, с отдачей, в общем, заметно старался.

Если в первом дуэте Красса и Эгины паре удалось еще более-менее смотреться благодаря энергичному исполнению своих па и общему драйву музыки, то Воронцова, как показалось, во втором-третьем актах подсдала.

Таково, если коротко, впечатление от первого спектакля.

Анна Жарова, Иван Васильев, дирижер Дмитрий Юровский, Анжелина Воронцова и Эрнест Латыпов
Анна Жарова, Иван Васильев, дирижер Дмитрий Юровский, Анжелина Воронцова и Эрнест Латыпов

На втором спектакле, соответственно, интрига была простой: смогут ли дебютанты, особенно Воронцова, прибавить и исполнить свои партии более уверенно, тем самым закрыв прорехи в спектакле и сделав его более целостным. Этим и приходилось себя заинтересовывать на просмотр одного и того же состава...

Продолжение следует...

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.