Найти тему
Петр Власов

Русско-японская война: артиллерия Порт-Артура

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Русская крепостная и береговая артиллерия

Русско-японская война была войной с островным государством, располагавшим мощным военно-морским флотом и способным вести действия на суше только после переброски на континент значительного количества сухопутных войск (что, впрочем, японцам блестяще удалось). Поэтому в данной войне значительную роль сыграли береговая артиллерия, отражавшая атаки на русские базы японских кораблей, и крепостная артиллерия, защищавшая тылы морских крепостей от штурмов со стороны суши. В первую очередь это касается артиллерии Порт-Артура, главной базы российского Тихоокеанского военно-морского флота. А здесь дела обстояли далеко не лучшим образом. По плану создания неприступной обороны и с моря, и с суши порт-артурская крепость должна была иметь 542 орудия; однако к началу войны на вооружении крепости находилось только 116 готовых к действию артиллерийских орудий (из них на морском направлении 108, а на сухопутном - вообще всего лишь 8).

Правда, к началу сухопутной осады Порт-Артура положение изменилось. К августу 1904 г крепость обороняли уже 646 артиллерийских орудий и 62 пулемета. Из этого числа 514 орудий и 47 пулеметов было установлено на сухопутном фронте; для защиты от атак с моря были выделены 132 орудия. Но из них 32 9-дюймовых мортиры оказались совершенно бесполезными для стрельбы по кораблям; поэтому вскоре их перевели в сухопутную оборону крепости. В ходе же многочисленных штурмов японской пехотой порт-артурских укреплений защитникам пришлось так же большинство направленных в сторону моря пушек или перетащить на сухопутный рубеж обороны, или обеспечить им круговой обстрел для возможности поддержать огнем свою пехоту.

В отличие от полевой, российская крепостная и береговая артиллерия была представлена довольно большим спектром калибров и образцов орудий разных годов выпуска; причем, в большинстве своем - устаревших типов. Чтобы «не тонуть в море» описаний этого многообразия, зачастую насчитывавшего всего 5-12 «стволов», ниже будет дана информация только по наиболее многочисленным типам орудий крепостной и береговой артиллерии, или по малочисленным стволам, но отлично показавшим себя в боях. Так, в артиллерийском многообразии орудий, участвовавших в морской и сухопутной обороне Порт-Артура, наилучшим образом себя зарекомендовали: старая 6-дюймовая (152,4-мм) крепостная пушка обр. 1877 г, новая 6-дюймовая береговая пушка Канэ обр. 1897 г, и 10-дюймовая (254-мм) береговая пушка обр. 1895 г.

6-дюймовая (152,4-мм) крепостная пушка обр. 1877 г. (стволы 120 и 190 пудов)

-2

Эта пушка была разработана и производилась в России для замены 24-фунтовых пушек, составлявших ранее основу крепостной и осадной артиллерии . Начало массового выпуска «6-дюймовки» было задержано в ожидании создания еще одного, конкурентного орудия со стволом весом в 80 пудов - для сравнения их характеристик. Но конкурс выиграла эта пушка, и ее валовое производство началось в 1881 году. Два выпускавшихся варианта были абсолютно одинаковы, отличаясь лишь разной нарезкой ствола. Это привело к некоторой разнице в весе стволов и в баллистических данных пушек (внешне «120-пудовку» можно отличить только по сдвоенному сочленению крепления чуть более тонкого ствола к казенной части, и по более легким колесам).

Заряжание «6-дюймовок» образца 1877 г было раздельным (отдельно вставлялись снаряд, затем картуз с зарядом пороха); к тому же орудия не имели противооткатных устройств. Э то определило низкую скорострельность пушек. Отсутствие щитов приводило к большим потерям артиллеристов в бою. 6-дюймовые пушки устанавливались на высокие лафеты обр. 1878 г (с разными колесами, что было связано с большим весом «190-пудовки»). Н о после 1886 года 190-пудовые пушки, использовавшиеся для обороны от атак с моря, стали устанавливать на специально для них спроектированных стационарных береговых лафетах системы Дурляхера.

-3

В общей сложности до начала русско-японской войны было изготовлено 1.208 «6-дюймовок» обр. 1877 г.; из них 1.000 пушек в 120 пудов, и 208 – со стволами в 190 пудов. В 1905 году производство орудий этого образца было закончено; к тому времени их общее количество увеличилось до 1370 единиц (все произведенные за время войны пушки имели 120-пудовые стволы). В боевой обстановке оборонительной войны (а для России русско-японская война получилась именно такой) эти орудия использовались в основном для защиты морских крепостей – Владивостока и Порт-Артура. Как правило, 120-пудовые пушки занимались обороной от вражеских войск, наступающих со стороны суши, а большинство 190-пудовых применялись как береговые, обороняя крепости от атак японских кораблей. В частности, в Порт-Артуре имелось 12 «190-пудовок» на лафетах Дурляхера, распределенных по трем батареям, направленным в сторону моря.

ТТХ 6-дюймовой крепостной пушки обр. 1877 г со стволом 120 (190) пудов:

Калибр – 152,4-мм. Длина ствола – 21 калибр. Вес – 4800 кг (5300 кг). Угол возвышения ствола – от -5 до +45 град. Вес снаряда – 40 кг. Полный заряд пороха – 3,3 кг (7,8 кг). Начальная скорость снаряда – 410 м/с (457 м/с). Дальность выстрела: гранатой – 7,3 км (8,8 км), шрапнелью – 5,1 км (6,6 км). Скорострельность – 1 выст./мин.

10-дюймовая (254-мм) береговая пушка обр. 1895 г.

-4

Этих орудий было произведено относительно немного (до 1909 г – только 89 экземпляров), и в Порт-Артуре данные пушки находились в количестве всего 5 штук. Однако именно эти орудия зарекомендовали себя, как самые эффективные боевые единицы береговой обороны главной базы русского Тихоокеанского флота. Все они входили в батарею №15 и стояли на Электрическом утесе, прикрывавшем вход в гавань Порт-Артура. Этой ставшей легендарной батарее чаще других приходилось вести бой с японской эскадрой, подходившей для обстрела крепости, и ее меткий огонь постоянно заставлял японские броненосцы отступить. Когда же вражеские войска начали штурмовать Порт-Артур с суши, «10-дюймовки» Электрического утеса стали обстреливать не только японские корабли, но, разворачиваясь, и береговые цели, уничтожая осадные артиллерийские батареи и пехоту противника. Таким образом, имевшиеся в крепости в количестве всего 5 стволов пушки оказались наиболее ценным и эффективным артиллерийским оружием Порт-Артура. Кстати, высокая боевая эффективность орудий данного типа впоследствии, в ходе 1-й мировой войны, получила подтверждение на Балтике. Там установленная на острове Моон батарея №36, состоявшая из таких же «10-дюймовок», с августа 1914 до октября 1917 г не давала возможности германскому флоту ворваться в Моонзундский пролив.

10-дюймовые орудия батареи №15 на Электрическом утесе. Фото 1904 г.
10-дюймовые орудия батареи №15 на Электрическом утесе. Фото 1904 г.

Конструкция этого мощного орудия основывалась на системе с откатывающимся на отдаче станком, который затем накатывался на прежнее место под действием силы тяжести. Накат производился за счет наклона рамы, по которой на катках двигался верхний станок с закрепленным на нем стволом; имевшийся на орудии компрессор при выстреле сначала тормозил откат, а потом частично помогал накату станка на раму. Рама имела круговое вращение, под задние катки рамы подкладывались круговые рельсы. Это и позволяло тяжеленному орудию, оставаясь на одном месте вести круговую стрельбу – как по кораблям в море, так и по позициям противника, осаждавшего крепость. Приводы наведения на береговых «10-дюймовках» стояли только ручные, хотя на кораблях с подобными пушками они были электрическими. Поэтому ручное наведение береговых орудий вкупе с раздельным заряжанием и медленной системой наката под действием силы тяжести не способствовали высокой скорострельности. Эти пушки стреляли со «скоростью» 1 выстрел в 4 минуты; т.е. за час береговая «10-дюймовка» могла выстрелить не более 15 раз. Зато разрушительная мощь ее снарядов (бронебойного, фугасного и сегментного) весом почти в 200 кг была просто потрясающей…

ТТХ 10-дюймовой береговой пушки обр. 1895:

Калибр – 254-мм. Длина ствола – 45 калибров. Вес ствола с затвором – около 27.600 кг; вес станка – около 14.000 кг. Угол возвышения ствола – от 0 до +15 град. Вес снаряда – 192,7 кг. Полный заряд пороха в картузе – 62,2 кг. Начальная скорость снаряда – 762,5 м/с. Дальность прицельного выстрела – 12 км (но в 1-ю мировую войну благодаря улученным прицелам и увеличенному до +20 град. углу возвышения ствола - 13,9 км). Скорострельность – 15 выстрелов в час.

6-дюймовая (152,4-мм) пушка Канэ обр. 1897 г.

-6

Эта пушка была разработана во Франции и принята на вооружение российских флота и береговой артиллерии в 1897 г. На кораблях «6-дюймовки» Канэ перед русско-японской войной уставились в огромном количестве – из них состояла вся среднекалиберная артиллерия русских броненосцев и броненосных крейсеров, а на бронепалубных крейсерах эти пушки являлись главным калибром. В береговом же варианте пушки Канэ выпускались в значительно меньшем количестве: до русско-японской войны их изготовили 219 экземпляров, а до и в ходе 1-й мировой войны – еще 304. Береговые «6-дюймовки» Канэ были установлены для обороны баз флотов на всех морях, омывавших Российскую империю, однако большинство этих орудий находилось в европейской части страны. До Дальнего Востока новейших пушек Канэ «добралось» значительно меньше. В частности, в Порт-Артуре находилось всего 20 «6-дюймовок» этого типа, которыми было вооружено три береговые батареи (№ 2, 9, 19). Правда, в ходе осады, когда морское командование потеряло надежду на прорыв блокированного в порту русского флота, с кораблей стали снимать палубные «6-дюймовки» и устанавливать их прямо на морских лафетах на сухопутных оборонительных позициях крепости.

После «10-дюймовок» Электрического утеса «6-дюймовки» Канэ показали себя наиболее эффективными орудиями береговой обороны. В первую очередь это основывалось на высочайшей для такого калибра скорострельности орудия, которая выглядела просто потрясающей на фоне стандартной и самой многочисленной русской «6-дюймовки» обр. 1877 г – 10 выстрелов в минуту против 1! Такой скорости стрельбы удалось достичь благодаря применению на пушке Канэ поршневого затвора и унитарного (патронного) принципа заряжания (тех элементов, из-за которых за 15 лет до этого отправили в переплавку впервые использовавшую те же новинки пушку Барановского!). Немаловажную роль в скорострельности и высокой точности стрельбы играли так же быстро и легко действующие механизмы наводки пушки Канэ. Это орудие стало одним из первых в истории, на котором была учтена необходимость большой скорости наводки при стрельбе по быстро двигающимся целям. И если «10-дюймовки» Электрического утеса обращали в бегство японские корабли невероятной мощью редких ударов, то «6-дюймовки» Канэ делали то же самое градом точно падающих снарядов.

6-дюймовая пушка Канэ на одной из батарей Порт-Артура. Фото 1904 г.
6-дюймовая пушка Канэ на одной из батарей Порт-Артура. Фото 1904 г.

Однако кроме достоинств пушки Канэ обладали и некоторыми существенными недостатками. Главными из них были: традиционное для России того времени отсутствие орудийных щитов, из-за которого артиллерийские расчеты несли в бою неоправданные потери, и неудовлетворительная для ведения огня по сухопутным целям мощь фугасных снарядов, плохо разрушавших окопы. Пушки Канэ были хороши для стрельбы бронебойными снарядами по морским объектам, но их эффективность при использовании в обороне по наступающим войскам была значительно ниже.

ТТХ 6-дюймовой береговой пушки Канэ обр. 1897:

Калибр – 152,4-мм. Длина ствола – 45 калибров. Вес всей артустановки – 14.690 кг; вес ствола с затвором - 8.300 кг. Угол возвышения ствола – от 0 до +20 град. Вес снаряда – 41,4 кг. Начальная скорость снаряда – 793 м/с. Дальность прицельного выстрела – 11,5 км. Скорострельность – 10 выст./мин.

9-дюймовая (229-мм) береговая мортира обр. 1877 г.

-8

К началу русско-японской войны 9-дюймовые мортиры образца 1877 г были самыми многочисленными в «мозаичном многообразии» орудий береговой артиллерии Порт-Артура – их было в этой крепости 32 единицы, и они состояли на вооружении 5 батарей. Так же довольно много 9-дюймовых мортир было и в береговой обороне Владивостока (26 единиц). Всего же во всех морских крепостях Российской империи к 1901 г числилось 322 9-дюймовых мортиры.

Мортиры обр. 1877 г снабжались цилиндро-призматическим замком, но 40 ранних орудий получили поршневой замок французской конструкции. Заряжание раздельное, снаряд подавался при помощи крана. Лафетов для 9-дюймовой мортиры было разработано четыре вида; наиболее распространенным являлся лафет Дурляхера, позволявший орудию вести огонь в радиусе 360 градусов.

С момента создания 9-дм береговой мортиры и вплоть до русско-японской войны велись споры по поводу целесообразности применения этого типа орудий для стрельбы по кораблям. Сухопутные артиллеристы утверждали, что мортиры благодаря своей способности вести навесной огонь станут страшным противником для броненосцев. Хорошо защищенные броней с бортов, эти корабли будут легко погибать от падающих сверху снарядов, удар которых просто не выдержит тонкая броня палубы. Морские же артиллеристы утверждали, что навесным огнем из мортир будет очень трудно, почти невозможно попасть в быстро движущийся корабль. Армейцы парировали это утверждение предложением увеличения в батареях количества более дешевых, чем пушки, мортир: по их мнению, при многоствольном залпе должна увеличиться и вероятность попадания…

Война расставила все по своим местам. Опыт ведения боев русской береговой артиллерии против японского флота и во Владивостоке, и в Порт-Артуре показал полную бесполезность мортир в борьбе против кораблей. Из-за малой дальности стрельбы и невысокой точности выстрела по движущимся целям за все время войны не было зафиксировано ни одного попадания мортирной бомбы в японский корабль. Поэтому с началом сухопутной осады Порт-Артура все береговые мортиры были переведены в крепостную артиллерию. Те батареи, что могли «достать» осаждавшие крепость японские войска, развернули свои лафеты на 180 градусов , а мортиры с отдаленных батарей перетащили поближе к укреплениям, установив их на самодельные деревянные платформы. Скрытые от глаз противника по другую сторону склонов сопок, мортиры вели по японцам ужасающий навесной огонь, нанося врагу серьезные потери, и оставаясь в то же время неуязвимыми для ответного огня.

9-дюймовые мортиры на станках Дурляхера: на береговой батарее №20 Порт-Артура  и на полевой позиции (на самодельной деревянной платформе)
9-дюймовые мортиры на станках Дурляхера: на береговой батарее №20 Порт-Артура и на полевой позиции (на самодельной деревянной платформе)

Именно блестящее ее использование в сухопутной обороне стало причиной того, что полностью «оскандалившееся» как береговое орудие, 9-дюймовая мортира была оставлена в производстве и выпускалась вплоть до 1910 года. В годы 1-й мировой войны, ставшей очень быстро войной позиционной, в полевых сражениях оказалась очень важной роль тяжелой артиллерии. И большинство 9-дюймовых мортир были отправлены из морских крепостей на сухопутный фронт.

ТТХ 9-дюймовой береговой мортиры обр. 1877 г на станке Дурляхера:

Калибр – 229-мм. Длина ствола – 11,6 калибра. Вес ствола – 5.597 кг; общий вес орудия со станком Дурляхера – 15.233 кг. Угол возвышения ствола – от -5 до +60 град. Вес снаряда: бронебойная бомба - 126,1 кг, полубронебойная-полуфугасная бомба - 137,2 кг. Полный заряд пороха в картузе – от 12,7 до 13,1 кг (в зависимости от типа бомбы). Начальная скорость снаряда – ? Дальность выстрела: до 4 км. Скорострельность – ?

-10

Русско-японская война: русская полевая артиллерия

Русско-японская война: японская артиллерия

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.