Становиться хозяйкой этой дачи Лиза не планировала. Нет, она понимала, что рано или поздно, дача перейдет ей по наследству, но это еще когдаааа будет... Сто лет пройдет.
И вообще. Это дача родителей. Не ее. Почему-то она всегда думала именно так. Не "наша дача", а "дача родителей". Она и чувствовала себя здесь как в гостях: спрашивала разрешения набрать ягод или нарвать зелени. Конечно, родители никогда ей не запрещали, а когда она стала жить отдельно, даже давали ей с собой "гостинчик" - те же ягоды или овощи с грядки, но...
За все годы она ни разу не услышала в ответ: "Да чего ты спрашиваешь разрешения? Это и твоя дача тоже". Наоборот, она видела, что родителям очень нравится ее тактичность, и они всеми силами поддерживали эту ее некоторую отстраненность - с самого момента покупки участка. Лизе тогда было десять лет. И с тех пор она приезжала на дачу "в гости".
Ей здесь нравилось. Здесь она научилась кататься на велосипеде. Научилась плавать в мелком и не слишком чистом, но зато совершенно нестрашном деревенском пруду - просто поняла, что в любой момент и в любом месте сможет встать на ноги, если устанет. Именно здесь она провела бессонную ночь, читая "Белый Бим, черное ухо" и плакала так, что на следующий день глаза опухли, а мама испугалась, что Лиза заболела.
А еще у Лизы здесь были друзья и подружки. Здесь она первый раз влюбилась, первый раз прокатилась на мопеде на спиной у своего мальчика, а потом они первый раз поцеловались... Словом, приятных воспоминаний, связанных с этим местом, хватало, и Лиза, безусловно испытывала к даче некоторую привязанность. Но то, что она в гостях, Лиза не забывала никогда.
А потом она вышла замуж и стала приезжать сюда совсем редко: у мужа была своя дача, с новым большим домом и огромным участком в живописной местности. И именно там Лиза впервые почувствовала себя хозяйкой. Теперь ОНА определяла, на какой грядке она будет сажать морковку, а на какой - зелень. Теперь С НЕЙ, как с хозяйкой, советовался муж, когда решалось, где сделать клумбу, а где - посадить еще несколько кустов малины. Лизе это невероятно нравилось, а родители, казалось, даже и не заметили, что она теперь появляется у них всего пару раз за лето.
Так и пошло - у нее с мужем своя дача, у родителей - своя. Все довольны и счастливы. А потом родители умерли. Один за другим, очень быстро. И Лиза получила дачу родителей в наследство. И растерялась.
С одной стороны, эта дача была ей не нужна: два участка находились на противоположных краях области - одна на севере, другая на юге - не наездишься. А содержание? А взносы? А ремонт? А поддержание элементарного порядка? Кто всем будет заниматься?
С другой - она помнила, как трепетно родители были привязаны к своей даче, да и она сама помнила, как ей было здесь хорошо... Помотавшись один сезон туда-сюда, Лиза с мужем поняли, что ни сил, ни времени у них не хватит и на семейном совете решили: все-таки надо продавать.
Дача была старой, дому требовался небольшой ремонт, зато участок был ухоженным и пригодным для проживания - хоть сейчас приезжай и живи. К тому же плодовые деревья, кустарники, красивые клумбы... Тем не менее, желающих было не слишком много. А, вернее, почти не было. Купить участок предложили взрослым детям соседей, и они с радостью согласились.
"Тааак, - барином прошелся по участку потенциальный покупатель. - ну дом старый. Его надо под бульдозер. И деревья... Нам не нужны деревья. Цветники тоже не нужны. Тут будет один газон. Все. Берем. Но вы должны понимать, что, раз нам тут ничего не нужно, то и цену мы сбиваем в четыре раза - возьмем у вас участок по цене земли" - "Извините, нам это не подходит!" - решительно сказала Лиза. - "Ха! Скажите спасибо, что хоть за такую цену готовы купить! Кому это все старье нужно? Никто у вас это не купит! Десять раз пожалеете, что не согласились на наши условия!" - "Возможно, " - и муж Лизы начал аккуратно, но настойчиво теснить покупателя к выходу.
Прошло еще полгода. Желающих по-прежнему не было, и Лиза начала отчаиваться и думать о том, что, может, они ошиблись тогда, отказав покупателю? Но муж твердо сказал: "Даже не думай. Мы все сделали правильно. На каждый товар найдется свой купец. Имей терпение!"
После этого разговора не прошло и месяца, как Лизе позвонил молодой мужчина и, с трудом выговаривая слова, сказал, что по фотографиям дача ему очень понравилась и он хотел бы ее посмотреть. Ни на что особо не рассчитывая, Лиза согласилась.
... Николай оказался молодым мужчиной лет тридцати пяти. Он жил в соседнем поселке - с родителями, братом, семьей сестры и племянниками. Недавно он перенес тяжелейший инсульт и еле выкарабкался. А теперь понимает, что ему очень тяжело жить в шуме большой семьи - нестерпимо болит голова. И он решил купить себе домик в СНТ.
"Ого, а это что? Печь? Класс! А здесь? Беседка? И летний водопровод? Ну здорово! Нет, в дом я сам подведу воду, ничего страшного. И ремонт сам сделаю. Главное, дом большой и крепкий. А деревьев сколько!... И цветы... Столярка? И инструменты? О, то, что надо! Какое же счастье, что вы свой участок раньше не продали! Точно - как будто меня ждал!" - он говорил медленно, стараясь четко выговаривать слова, и от этого его речь звучала даже как-то торжественно и очень значительно.
Николай ходил-бродил и никак не мог налюбоваться. Все ему нравилось, а проблемы и недочеты казались легко устранимыми.
В его глазах светился какой-то невероятный восторг, и Лиза поняла, что у дачи ее родителей скоро будет новый хозяин. Вернее, нет - ХОЗЯИН. Человек, который будет любить это место и заботиться о нем по мере своих сил. Дача родителей попадет в хорошие руки - и это очень важно. Как только были подготовлены документы, сделка состоялась при полном согласии сторон.
"Я же говорил тебе - на каждый товар найдется свой купец. А ты сомневалась во мне!" - сказал Лизе муж, когда они вышли из здания банка, где оформлялась купля-продажа. - "В тебе? - искренне удивилась Лиза - в тебе я точно никогда не сомневалась. Ты у меня самый умный!"