Найти тему
Мэрпик.

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти. Разбор. Почему Мадонна такая грустная и как картина появлась на свет?

Оглавление

Немного исторических фактов.

Примерно в XVIII веке появилась легенда, которая не подтверждена историческими документами. Юлий II заказал у Рафаэля алтарный образ для гробницы и сделал он это не просто так, а даже решил позировать для написания Сикста. Что касается образа Святой Варвары — он был списан с Джулии Орсини — племянница местного главы католической церкви. Таким образом Юлий II хотел отпраздновать включение земель Пьяченцы в состав римской области. Если посмотреть в исторические источники Пьяченцы, то можно найти один любопытный монастырь святого Сикста, к которому принадлежал Юлий II. Именно для этого монастыря и был заказан у Рафаэля алтарный образ, где мы видим явление Богоматери с Младенцем к святому Сиксту.

На картине изображены не просто святые, а исторически реальные личности, которые были канонизированы за их мучения.

Папа Сикст II – покровитель итальянского папского рода Ровере (в пер. «дуб»). Поэтому мы можем увидеть на его мантии вышитые жёлуди и листья этого дерева. Ещё символику дуба можно увидеть на папской тиаре. Как известно, Сикст II занимал престол совсем маленький промежуток времени — с 257 по 258 год. Его жизнь трагично оборвалась — он лишился головы при императоре Валериане.

Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна».
Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна».

Что касается Святой Варвары — при жизни покровительница Пьяченцы — город в котором Рафаэль писал алтарный образ Мадонны. История этой девушки весьма трагична: она жила в III веке и принадлежала к семейству язычников. Молодая девушка решила принять христа и обратилась в христианство, что совершенно не понравилось её отцу. Глава семейства, язычник и "любимый" отец настолько был в бешенстве от решения дочери, что не смог спокойно жить с этим. Он долго мучил Варвару, а после обезглавил её за столь ужасный поступок дочери.

Давайте детальнее рассмотрим эту картину.

Сквозь приоткрытый занавес мы видим Марию с Младенцем на руках. Если внимательно посмотреть на складки платья мадонны, которые будто колышутся от дуновенья ветра, то можно увидеть движение. Отсюда появляется ощущение того, что Мария идёт к зрителю навстречу по облакам.

 Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна»
Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна»

Внизу полотна мы видим двух херувимов у подножия алтаря, которые лишь наблюдают, они смотрят вверх на Мадонну и Младенца Христа, спускающихся с небес. Помимо двух херувимов и Святой Марии с Младенцем, на алтарной картине Рафаэля есть еще два небесных существа. Слева от Мадонны – мученик Папа Сикст II. Он смотрит вверх на Святую Мать и Младенца и правой рукой указывает прямо. Его рука выглядит почти выходящей из кадра картины.

Выражения лиц Мадонны и Иисуса весьма трагичны. Многие исследователи долгое время не могли раскрыть тайну печальных лиц Святых, но недавнее исследование историков предполагает, что Сикст II указывает на престольное распятие, которое стояло напротив алтаря в Сан-Систо. Трагичные лица Матери и Дитя – это их реакция на вид смерти.

 Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна»
Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна»

Справа от Мадонны с младенцем Иисусом – покровительница артиллеристов, стрелков и всех тех, кто рискует жизнью в бою – Святая Варвара. В отличие от херувимов и Папы Сикста II, она смотрит не на Святую Мать, а на херувимов. Вид Святой Варвары нежен и загадочен: он состоит из общего тона грусти, но с намеком на улыбку. На заднем плане за занавеской возле Святой Варвары скрывается башня, которая представляет собой ее заточение, она была заперта за свою веру в христианство в противовес своему отцу.

 Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна»
Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна»

В своем традиционном красно-синем платье Мария держит младенца Христа, глядя на распятие, на которое указывает Папа Сикст II. Головы матери и ребенка соприкасаются, Младенец прижат к ней и закутан в вуаль многослойного платья матери. Младенец Христос сгибает правую ногу и кладет левую руку ниже колена на голень. Папа Сикст II снимает тиару в знак почтения перед Мадонной. Он кладёт её на доску, где два херувима покоятся на руках. Он удивленно смотрит на Мадонну и Христа.

 Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна». Изображение взято с сайта: https://gallerix.ru.
Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна». Изображение взято с сайта: https://gallerix.ru.

Художественные особенности.

В картине есть сильные контрасты между светом и тенью, таким образом художник достигает элегантного ощущения объема в формах человеческого тела. Композиция картины очень хорошо продумана – карниз с занавесом и фигурами Богоматери, Святых и херувимами образует треугольник. Воздушность облаков добавляет картине ощущение свободы и лёгкости. Также все фигуры в композиции максимально сбалансированы – лишнего здесь точно нет. Посмотрите на Сикста – он выглядит намного тяжелее Святой Варвары, причина всему его массивные одеяния. Поэтому Святой находится ниже Варвары и чтобы достичь баланса, Рафаэль делает занавес над головой Святой покровительницы более громоздким.

А посмотрите на контур фигуры Мадонны – на его примере можно оценить степень выразительности линий Рафаэля Санти: они очень отчетливо и легко очерчивают силуэт Богоматери, который полон грациозности и динамики. Ещё эта картина интересна своим решением ритмов. Святые по бокам – маленькие вертикали, а Мадонна – большая центровая вертикаль, к которой приковывается всё внимание. Также здесь важен ритм цвета. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэля широко используются красные, зеленые и белые цвета. Это традиционные цвета Италии. Кроме того, Рафаэль нарисовал Богоматерь в ее традиционных синих и красных тонах, а Папа Сикст II – в золотом и белом – официальных цветах Папы и Святой Церкви. Несмотря на это, обильность колорита не затмевают центральных фигур картины – Марии и Младенца Христа. Сине-красные одеяния мадонны вместе с пастельной накидкой на голове, очень хорошо гармонирует с одеждой Сикста, которая снаружи расшита золотом, а внутри виднеется красная ткань. Не стоит забывать про Варвару: в её одежде гармонируют не только золотисто-синие оттенки, а также зелёные, которые хорошо сочетаются с занавесом.

Живописное полотно озарено свечением, которое льется от Матери с Младенцем, поэтому картина довольно светлая, ведь божественный свет попадает в каждый угол. Гармонично смотрятся мягкие оттенки всех фигур на фоне грязно-серых облаков, в которых можно разглядеть лица. Эти лица вызываю разные эмоции у зрителя: для кого-то они создают угнетающую атмосферу, а на кого-то нагоняет ощущение наступления чего-то невероятного. Кстати, некоторые считают, что художник прибег к образу поющих ангелов, а кто-то считает, что это мертвые души, которые агрессивно настроены по отношению к Марии. Но если рассматривать эти силуэты с точки зрения гностиков – к которым относился Рафаэль Санти – это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые находятся на небесах и славят Всевышнего.

 Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна»
Фрагмент из живописного полотна «Сикстинская Мадонна»

Если посмотреть на картину с точки зрения современного зрителя, который смотрит на живописное полотно в галерее Дрездена, то он не увидит за своей спиной распятия Христа, на которое с ужасом смотрит Мадонна и Младенец. Современному зрителю кажется , что Святая Мария смотрит ему в глаза и таким образом входит в диалог. Получается интересный психологический приём, который играет на руку Рафаэлю по сей день. Зритель уже не может оторвать взгляд от неё. Благодаря драматичности композиции, выделяется связь взглядов: мы видим карниз, на котором крепится занавес – всё это похоже на сцену, где происходит кульминация спектакля.

Почему эта картина так популярна?

Если посмотреть на «Сикстинскую Мадонну» и на прежние образы Мадонн у Рафаэля и других живописцев эпохи Возрождения, то именно это творение выделяется новым и не мало важным художественным приёмом. Этот приём выражается в повышенном духовном контакте Мадонны в первую очередь с интерьером, а после со зрителем. В прошлых «Мадоннах» Рафаэля мы видим отчуждённость – взгляд Мадонн никогда не был обращён на что-то вне картины; они больше погружены в свои думы, глядя на ребёнка.

Взор Сикстинской Мадонны особенный – он позволяет нам заглянуть ей в душу. В кукольных очах Богоматери есть тревожность и боль, будто она предлагает разделить её с нами. Мадонна смотрит на душераздирающую участь своего сына и всё равно готова принести его в жертву.

Таким образом мы можем заметить, как Рафаэль Санти в своей Мадонне показывает безграничную любовь к своему ребёнку, что читается в грустных глазах матери, которые видят участь своего сына. Рафаэль хотел передать боль матери, предвидящей страдания сына. Но она всё равно спускается к нам с небес, чтобы отдать своего сына на страдания и муки во имя замысла Божьего.