Персонаж истории о Дракуле (который вампир), получающий, в конечном итоге, больше всех. Джонатан выглядит "хорошим мальчиком" иногда скучным в пару к "хорошей девочке" Мине. Но есть пара моментов в их истории любви, которые несколько напрягают.
И это моменты начинаются уже с первоисточника. Ах да, "огласите весь список источников, пожалуйста". Оглашаю. Для чистоты эксперимента - все то же самое, что и в обзорах на образ Мины (1), Люси (2) и самого Дракулы (3):
- книга Брэма Стокера;
- Дракула 1992 года (фильм);
- Дракула 2007 (австрийский мюзикл);
- Дракула 2008 (французский мюзикл);
- Дракула 2012 (сериал).
Исключение - Дракула 2000, который вообще особая статья в этом смысле (там и Мины нет, хотя нечто идейно похожее да). Итак, первоисточник, он же книга 1897 года. Начало. "Дневник Джонатана Харкера". То есть да, вся эта история начинается именно с него, а не с Дракулы. Мы видим милого-хорошего Джонатана, по сути, его собственными глазами + глазами влюбленной Мины. И что мы видим?
Во-первых, из двух мужчин Мины (условно включая Дракулу) Джонатан, несомненно, моложе. Во-вторых, он беден. Это есть практически во всех версиях, начиная от первоисточника - Мина откровенно пишет в собственном дневнике, что жизнь после брака с Джонатаном легкой не будет. Но в романе Джонатан - единственный её возлюбленный, в социальном смысле они друг другу ровня, так что ситуация выглядит логично. Оба молоды, оба бедны, женятся по любви. Правда, история с Джонатаном и вампиршами это не про "хорошего мальчика" явно, но на первый раз сюжет "не виноватый я, они сами пришли, соблазнили-загипнотизировали-очаровали" как-то еще прокатывает. Причем для поддержания этого сюжета даже Дракула высказывается в духе "Он мой, клыки уберите". Как будто Джонатан - привлекательный объект и для него, и для вампирш. Ладно, если принимать, что вампиры вечно голодные чудовища хоть и соблазнительные, про привлекательность вампирш в романе многооо, это тоже прокатывает...
(Вообще интересно, Дракула страшный, вампирши изначально красотки).
Уже в фильме 1992 года акценты совсем другие. Мина любит Джонатана, но увлекается и Дракулой. То есть, вампиров медленно-постепенно начинают показывать не как чудовищ, а как тех, кто, в общем-то, на отношения с людьми вполне способен. И отношения Джонатана с женщинами это тоже переводит в другую плоскость.
Вампирши: Дракула нас недо... любил, внимания не уделяет, поэтому будем приставать к Джонатану.
Мина: Дракула меня любит, внимание уделяет, но все равно я останусь невестой и женой Джонатана.
Это уже плоскость отношений не только вампиров и жертв, а мужчин и женщин, да? Причем в этой версии у Мины еще были колебания и в конце она все-таки была рядом с Дракулой другой вопрос, что это был за конец. Дальше веселее.
Австрийский мюзикл, в принципе, следует книге, так что тут сказать особенно нечего. Разве что Дракула на фоне Джонатана все же кажется "плохим" - свой гарем он зачем-то таскает с собой, Люси довольно наглядно становится его частью и уникальность Мины для Дракулы менее очевидна. Но общая схема взаимодействия Дракула-Джонатан-вампирши примерно та же. Причем Дракула сам делает кусь, что добавляет двусмысленности к позиции "Джонатан - привлекательный объект". И уже начинаешь чесать в затылке - что у них там, в Румынии, молодые здоровые мужчины совсем закончились? Редкое лакомство, что на него все облизываются? Да вроде Джонатан был даже не первый, кто к Дракуле из Англии приезжал...
И, если в интерпретациях, где Дракула изначально предстает безобразным стариком, интерес тех же вампирш к молодому Джонатану выглядит еще понятно, то в французском мюзикле... хотя нет, во французском мюзикле это подается вообще странно. То Дракула говорит "Я хотел бы предложить вам некоторые удовольствия" и на сцену выходят вампирши цинично, конечно, но допустим, это такой способ подчеркнуть его чувства к Мине, обесценив других женщин, то ругается: "Он мой! Не трогайте его!". Позднее зажигание? Запоздалая ревность? "Развлекайте, но команды кусаться не было?". В любом случае, вампирши Джонатана потом еще тронут, дав ему повод для лирических жалоб - "они высасывают мою жизнь..."
Но ладно. Это вампирши. Если брать сериал 2012 года, то там Джонатана вообще соблазняет Люси (!), на тот момент еще не вампирша. Позиция на самом деле все та же - "я провожу время с красивыми женщинами, хоть и помолвлен/женат, но ни в чем не виноват, они сами пришли-соблазнили-очаровали". Причем если с невестами Дракулы это еще может быть объяснено голодом и то не везде, в французском мюзикле там еще вполне молодой Рэнфилд рядом ходит, то в случае с Люси мотивация, собственно, Люси несколько натянута. Подруга взаимностью не ответила - надо соблазнить её мужа?
В общем, да, во всех версиях Джонатану очень везет на женщин. Невеста/жена Мина + кто-то еще обязательно. И во всех версиях он уступает Дракуле в социальном статусе. Иногда и во внешности. При этом Джонатан всегда остается в позиции "я привлекателен сам по себе, могу вообще ничего не делать", а Дракула вынужден действовать активно и не всегда успешно. Честно говоря, если принимать за его цель "получить Мину", то у него почти никогда не выходит.
Ладно, заканчиваем тему с женщинами. Берем в принципе тему соотношения вложение сил-полученный результат. Джонатан все-таки у нас позиционируется, как умница-трудяга, бедный, но честный и сам зарабатывающий на жизнь. На самом деле, даже это со временем несколько стирается. В том же сериале нагляднее всего - Джонатан получает многое просто потому, что Дракула хочет позаботиться о Мине.
В результате получаем явление, иногда называемое "патриархатом сыновей" - более молодой, более слабый, менее богатый, уступающий в социальном статусе Джонатан обладает преимуществами... просто потому, что он человек, да. Иногда вообще непонятно, почему. Причем если в ранних версиях эти преимущества не такие явные (или более понятные, если Дракула чудовище), то, чем ближе к современности, тем откровеннее просвечивается - "хороший мальчик" Джонатан давно уже не хороший местами вообще плохой, он просто мальчик. А Дракула превращается в папочку. Остается ли "хорошей девочкой" Мина? Она-то как раз социально растет.
(И, наверное, в какой-нибудь очередной версии "Дракулы" мотивы "папочка Дракула, мамочка Мина, сыночек Джонатан" будут прослеживаться совсем явно).
А еще я вспоминаю о Ван Хельсинге, но это как-нибудь потом)
#вампиры #фильмы о вампирах #фильмы про вампиров #женщины-вампирши #мужские образы в фильмах #эволюция образа #развитие образа #психология мужского образа #кино #изменение психологии