26 февраля состоялся «круглый стол» ОНФ, посвященный программе модернизации первичного звена.
Конечно же на нем выступил Леонид Рошаль. Его предложения:
- расходы на здравоохранение необходимо повысить до 5% от ВВП, а финансирование регионального здравоохранения нужно «уравнять с небольшим коэффициентом»;
- необходимо решать проблему дефицита кадров. «Год назад мы посмотрели, что число врачей, пришедших в первичное звено, было приблизительно одинаковым с числом ушедших в коммерческие структуры, вообще ушедших из здравоохранения и умерших еще до пандемии».
Данная тематика необходимости увеличения расходов на здравоохранение и необходимости решения проблемы дефицита кадров, особенно т. н. первичного звена (уровень поликлиник, ЦРБ, ФАПов) поднимается на моей памяти, как минимум, с начала так называемых «нулевых годов», т.е. ей уже третий десяток лет!!!
Министры здравоохранения (бывшие и действующий) про увеличение финансирования отрасли публично не говорят, видимо стесняются, хотя не исключаю подобного в кулуарах, а вот про факты дефицита кадров и обещания его решить – этим все отмечаются, особенно в рамках очередных модернизаций (национальных проектов).
Вот данные из инфографики 2019 года.
Как видим, в амбулаторном звене в 2021 должны остаться вакантными 14 % ставок врачей и всего лишь 8 % ставок медсестер .
Мне могут возразить: covid -19 все попутал !!! Согласен, пандемия внесла свои коррективы в эту оптимистичную инфографику.
Но … уже с 2011 года действует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в этом году ему исполнится 10 лет). В нем есть прекрасная правовая норма.
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
….
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
Основные принципы – это базовые общественные отношения, на реализацию которых направлены иные правовые нормы, а также деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.
В этом федеральном законе нет отсылок на то, что данные принципы приостанавливают действие в период пандемии: приоритет интересов при оказании медицинской помощи остается, а эти интересы полноценно реализуются, если нет дефицита врачей и медсестер в поликлиниках.
К чему это все? А к тому, что государство смогло создать условия, при которых в России появилось гиперзвуковое оружие (решены проблемы гиперзвукового обтекания, сверхзвукового горения и прочих сложных физических явлений).
Но вот решить проблему дефицита кадров первичного звена, о чем еще раз напомнил Леонид Рошаль, получается, что государство не в состоянии .
Почему?
1. Не хочет
2. Не может
Первое – абсурдно, т. к. по Конституции Россия – социальное государство и деятельность власти должна быть направлена на реализацию общественных интересов (устранение дефицита кадров в здравоохранении).
Второе – тоже сомнительно. Если есть потенциал для создания инновационного гиперзвукового оружия, пока недоступного для остальных экономически развитых мировых держав, то почему нельзя устранить дефицит врачей и медсестер в поликлиниках. Это неразрешимая задача в принципе?
А что вы думаете по этому поводу?
Подписывайтесь на канал медицинского юриста!
Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх».
Пишите комментарии, задавайте вопросы. Отвечу, непременно.
Как улучшить качество медицинского обслуживания? Ответ очень простой, о нем знают в ФФОМС
Тарифная стоимость медицинской услуги в ОМС меньше ее себестоимости. Откуда брать разницу?
Что же это такое - положительные ощущения реальной заботы о здоровье граждан?