До сих пор исследователи не нашли ни одного документа, содержащего точное описание процедуры, списка необходимых веществ и формулы для изготовления глазурованной терракоты, которую в огромных количествах производила одна из самых больших мастерских Флоренции эпохи Возрождения - делла Роббиа.
Изобретатель глазурованной терракоты Лука делла Роббиа (1440-1482) был родом из семьи, занимающейся изготовлением сукна. Фамилия династии произошла от названия красного цвета, в который тогда часто окрашивали ткани - rubia.
Лука изучал скульптуру в мастерской Лоренцо Гиберти. Но, в отличие от своего собрата по цеху гениального Донателло, Лука решил посвятить себя работе с терракотой. Вскоре он изобрел метод изготовления скульптур, который сразу же принес ему популярность.
Первый искусствовед, автор "Жизнеописаний наиболее замечательных живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари вот что написал в своей книге о Луке:
“Проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их (глиняные скульптуры) сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны”.
Если описать метод вкратце: скульптор делал двойной обжиг своих глиняных скульптур. Первый был необходим, чтобы глина отвердела и приняла нужную форму. Перед вторым обжигом он покрывал скульптуры специальной смесью своего изобретения. После обжига они получались глянцевыми, водонепроницаемыми и долговечными. Ими можно было украшать и интерьеры, и фасады. Ни дожди, ни палящее солнце не изменяли на удивление устойчивый цвет скульптур.
Уже в 1440 году династия Медичи, ценившая талантливых инноваторов, взяла Луку делла Роббиа под свое покровительство. И заказы стали ссыпаться со всех сторон. Одна из самых знаменитых его работ - хоры для Дуомо Флоренции. Еще один значимый заказ - скульптурные украшения Капеллы Пацци в Базилике Санта-Кроче.
Произведения делла Роббиа можно увидеть практически в каждой церкви Флоренции: трогательные Мадонны с младенцем, барельефы, статуи Святых, табернакли, украшения архитектурных элементов.
Почти во всех работах делла Роббиа неизменно присутствуют два цвета: белый для фигур и голубой для фона. Это сочетание стало его своеобразным логотипом и произведения его мастерской легко узнаваемы.
Слава о терракоте Луки делла Роббиа распространилась по всей Европе. Заказов было столько, что он уже не мог один их выполнять. Проблема состояла в том, что он не хотел ни с кем делиться своим секретом. Во всем мире он доверял только двум людям - своим родным братьям. Вот их-то он и взял к себе в помощники. Те, в свою очередь, обучили этому мастерству своих сыновей и внуков. Из всего семейства делла Роббиа особенно выделялись талантом племянник Луки Андреа и его младший сын Джованни.
Получилось, что секретом обжига терракоты делились только среди родственников и бизнес оставался исключительно семейным. Это обеспечило стабильные заказы и хорошую прибыль нескольким поколениям семьи делла Роббиа. А произведения, вышедшие из их мастерской, итальянцы так и назвали - robbiane.
Вскоре скульптор Бенедетто Бульони открыл конкурирующую мастерскую во Флоренции. Он был подмастерьем у Андреа делла Роббиа и решил открыть свое собственное производство, копируя стиль делла Роббиа, но значительно снизив цены на произведения. Несмотря на это, мастерская Бульони не имела такого же головокружительного успеха. А к началу 16-ого века, с окончанием эпохи Возрождения, глазурованная терракота и вовсе вышла из моды.
Произведения делла Роббиа стали такой же неотъемлемой частью Флоренции и ее истории, как и здания в стиле Ренессанса. Самая большая коллекция скульптур мастерской делла Роббиа хранится в музее Барджелло.
Автор текста и фото - гид по Флоренции Татьяна Шумская