В "жизни" памятника случилось ещё и заключение за решёткой, и нахождение "в плену" у Русского музея. Постамент памятника некоторое время "украшали" стихи пролетарского поэта, но в памяти петербуржцев остались не они, а саркастическая четверостишие, описавшее внешний облик скульптурного сооружения. Теперь обо всём по порядку.
Летом 1909 года на Знаменской площади Петербурга был установлен памятник Александру Третьему работы скульптора Паоло Трубецкого. На постаменте из красного валаамского гранита значилось «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ». Знаменская площадь - это сегодняшняя площадь Восстания у Московского вокзала, а Александр Третий считается основателем Транссибирской железнодорожной магистрали , протянувшейся от Петербурга до Владивостока.
Памятник был неоднозначно оценён свидетелями установки, и до сих пор его художественные достоинства - предмет споров. Говорят, что Николаю Второму памятник не понравился, однако его мать увидела черты несомненного сходства с обликом мужа: Александр Третий был так же могуч и грузен. Прототипом коня послужил личный конь императора породы "першерон". В народе очень быстро пошло гулять саркастичное четверостишие, которое живо до сих пор:
Стоит на площади комод,
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот,
На обормоте — шапка.
После революции 1917 года памятник не был снесён большевиками. Однако революционеры по-своему отметились, разместив на постаменте стихотворение Демьяна Бедного"ПУГАЛО". Оно написано "от имени" самого царя
Вот на карикатуре Д. Моора 1922 года царь и конь читают написанное на постаменте.
В 1927 году во время празднования десятилетия революции памятник был "посажен в клетку", и на фоне этой клетке была размещена праздничная инсталляция. Мне кажется, что это интересное решение политического вопроса.
В 1937 году под предлогом прокладки трамвайных путей и ввиду надвигающегося двадцатилетия революции памятник был убран с площади и перемещён в Михайловский сад. Там он пережил войну, блокаду и, говорят, устоял против прямого попадания бомбы. От последнего памятник спасло то, что он был уложен на бок и обложен мешками с песком и досками. Уцелели и "комод", и "бегемот", и "обормот". В 1953 году памятник был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. Долгое время плоть до конца 20 века можно было увидеть памятник только через окно одного из залов Русского музея.
В 1994 году памятник "переехал" в третий раз во двор мраморного дворца, где находится по сегодняшний день. Возможно, на этом его перемещения не закончились, так как периодически ведутся дискуссии о возвращении памятника на его первоначальное место. Сейчас центр площади Восстания обозначен маловыразительной стеллой. Памятник Паоло Трубецкого считается образцом гротескного решения образа. На просторной площади он выглядел бы более впечатляющим и уместным, чем у Мраморного дворца.
Спасибо, что дочитали. Пожалуйста, оставьте знаки своего внимания: "лайки", комментарии. Отвечу всем.