Найти тему

Объяснение концовки фильма «Лобстер»(2015)

Оглавление

Название: « The Lobster »

Год выпуска: 2015

Жанр: Арт-Хаус, Драма, Фантастика, Комедия, Мелодрама

Режиссер: Йоргос Лантимос («Клык», «Альпы», «Фаворитка» и др.)

В ролях: Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Леа Сейду, Бен Уишоу и др.

Краткий Сюжет

В недалеком будущем общество приняло законы, которые запрещают человеку находиться без пары. Тех, кто по каким-то причинам остался без партнера, отправляют в специальный интернат, в котором они за 45 дней должны будут найти вторую половинку. Если постояльцам это не удается - их превращают в любое животное по желанию. В один из таких пансионатов и попадает наш главный герой Дэвид (Колин Фаррелл)…

Колин Фаррелл в образе Дэвида напоминает Фландерса из "Симпсонов"
Колин Фаррелл в образе Дэвида напоминает Фландерса из "Симпсонов"

Картинка, Звук, Костюмы

Визуальный ряд в этом фильме не претендует на мировое господство, и любителям сочной картинки здесь нечего ловить. Преобладание серо-синих цветов создает определенное настроение безнадеги (которая с детства знакома каждому жителю «заМКАДья»). Кадр поставлен очень минималистично, но в этом и есть вся прелесть данной работы. Музыкальное сопровождение здесь выполняет в каком-то роде роль абзаца в книге и время от времени подводит смысловую черту. В моменты особого напряжения вы будете слышать дерганную скрипку, которая точно будет играть у вас в голове и после окончания фильма. Костюмы в фильме вполне классические и ничего футуристичного в них к счастью нет, хотя если немного углубиться, то можно увидеть, что обитатели пансионата одеты в классические костюмы эпохи 40-50х. Возможно это отсылка к «временам рассвета американской мечты», когда у мужчин и женщин были свои четкие гендерные роли в обществе, а всё что не вписывалось в эти роли, подвергалось как минимум, осуждению. А вот банда одиночек наоборот одета в дождевики, которые как бы пытаются лишить его обладателя половых признаков (привет оверсайз), так как в их обществе запрещается влечение к другому человеку.

Игра актеров

Актерский состав здесь очень сильный, поэтому смотреть фильм истинное удовольствие для тех, кто не любит халтуру. Перечислять все работы в фильме я не буду, но остановлюсь на главных действующих лицах. Дэвид в исполнении Колина Фаррелла абсолютно среднестатистический мужик, такого вы можете встретить на улице любого города. Интеллектуал живущий на автопилоте, который вдруг попадает в непривычную для себя обстановку и пытается выжить в этих условиях. По началу, мне показалось, что Фаррелл в этой роли халтурит, но в определенный момент приходит понимание, что это поведение персонажа и есть его характер. Есть такой тип людей, которые не принимали в жизни практически ни одного решения и до того, как осознать себя личностью, вступают в брак, но если по каким-то причинам их брак рушиться, то им становится невыносимо наедине с собой, они чувствуют себя неполноценными и пытаются найти хоть кого-то, ухватиться за любую возможность найти себе опору рядом, с которой молча доживут свой век, и с каждой неудачной попыткой их критерии партнера будут снижаться. Именно таким человеком является Дэвид в исполнении Колина Фаррелла. Ещё одной звездой фильма является Рейчел Вайс, всем известная британская актриса, о широком спектре работ которой и говорить не стоит. Чтобы понять всю мощь этой актрисы достаточно посмотреть один эпизод из фильма «Фонтан», где она играет две абсолютно разные по характеру роли и когда в кадре сменяются её персонажи, складывается впечатление, что это два разных человека. В фильме «Лобстер» она исполняет роль близорукой женщины, которая состоит в банде одиночек, но когда к ним присоединяется Дэвид, её взгляды на жизнь меняются.

В банде одиночек влечение к другому человеку запрещено и жестоко наказывается
В банде одиночек влечение к другому человеку запрещено и жестоко наказывается

Общее впечатление от фильма

Без спойлеров впечатление будет трудновато передать, но я постараюсь. Что конкретно понравилось мне в этом фильме? Режиссер постарался устраниться от навязывания своей точки зрения и дал зрителю самому решить: чью сторону занимать в этой истории – одиночек или парочек. Количество заложенных смыслов в картине даже не стоит обсуждать, потому что мы всё равно забудем что-то упомянуть. Если очень коротко то, на мой взгляд: основной смысл сюжета в борьбе Диктатуры Пар против Диктатуры Одиночек и о том, как человек ищет свое место в этом мире. Любая диктатура зло и именно это нам пытается показать режиссер, через аллюзии на современное общество. Каждый человек индивидуален, а социальное давление пытается приравнять личность к некоему среднему (вот почему в фильме нет промежуточных вариантов выбора), а если вы попытаетесь противостоять этой системе, то просто попадете в другую. Фильм не для всех это точно, он депрессивен, он местами отвратителен, но невероятно интересен и глубок. Тот случай, когда сценарий решает практически всё. Это настоящее творчество в чистом виде, помогающее взглянуть на наши убеждения под другим углом…

Главные герои пытаются вернуться в общество
Главные герои пытаются вернуться в общество

Обзор со спойлерами и смысл концовки

На первый взгляд всё просто: Мужик пытается спасти свою жизнь в мире, где нет места одиноким людям (причем не в смысле социально одиноким, а именно в плане романтических отношений). Ты должен обязательно делить с кем-то быт, гулять за ручку у всех на виду, ходить в рестораны и т.д. В роли бестактной родственницы(ка) за столом на семейном празднике, которая спрашивает у вас: «Ну как на личном? Когда жениться/замуж?» - выступает государство. В этом мире антиутопии у вас с парой должны быть какие-то одинаковые признаки, здесь это доведено до абсурда, поэтому эти признаки поверхностные. Хромой чувак ищет хромую, девушка с кровоточащим носом ищет такого же чувака, а красотка с шикарными волосами ищет героя рекламы шампуня. Посмотрим на модель поведения Дэвида в этой ситуации, поначалу он просто присматривается к окружающим в пансионате, танцует с той с другой, но время выходит и нужно уже определяться, а тут его Хромой товарищ решил притвориться, чтобы создать себе пару с Кровоносой девушкой и разбивает себе постоянно нос. Дэвид подумал, что тоже так сможет и начал подкаты к Бессердечной Девушке, он притворился жестоким и вот они с этой дамой создали союз (привет всем кто врет о своих увлечениях, чтобы произвести впечатление). Но всё идет к черту, когда однажды утром бессердечная дама убивает его собаку, чтобы проверить чувствует ли он на самом деле или нет! Тут Дэвид не выдерживает и превращает её в животное и сваливает в бега из пансионата. Отношение к притворству автор обозначил, но позже будет сцена, где Дэвид расскажет Кровоносой что Хромой притворяется, а у них такая идиллия что уже поздно отматывать назад, поэтому они просто прогоняют Дэвида со своей яхты, не разрушая свой спектакль. Общество им завидует, ведь они нашли свою «любовь» зачем же всё портить такой мелочью как «правда». Возможно, это один из ответов автора как существовать в таком мире – просто притворяться. В фильме тема притворства раскрывается еще в другом моменте, когда глава одиночек приходит к своим родителям в гости и притворяется что живет как полноценный член этого общества (напоминает то, как мы врем или скрываем что-то от своих родителей, пытаясь казаться лучше). Когда Дэвид встречает в обществе одиночек Близорукую Женщину (такую же, как и он сам), между ними вспыхивают чувства и они планируют побег. Но после того как об этом узнает Глава Одиночек, она лишает её зрения, и теперь Дэвиду необходимо вновь найти что-то общее между ним и Близорукой Женщиной. После нескольких дней поверхностных бесед, он понимает, что никаких общих признаков между ними нет, и ему остается только одно. Концовка у фильма открытая, поэтому трудно дать однозначный ответ - чем закончился фильм, но в этом его главная фишка и элемент интерактивности. Дэвид приводит теперь уже Слепую Женщину в кафе, где пытается запомнить, как она выглядит, затем идет в туалет и пробует выколоть себе глаза. В последнем кадре фильма мы видим как Слепая Женщина сидит в одиночестве за столом. Выколол себе глаза Дэвид или нет – нам так и не известно, но я всё же склонен считать, что он бросил Слепую в одиночестве, ведь нам неспроста показали этот кадр, где она беспомощно сидит в ожидании. Возможно, он понял, что не хочет платить такую цену за место в этом обществе и все его чувства к Слепой Женщине это лишь попытка приспособиться к новым условиям, поэтому стоит поискать более удобный вариант...

Финальный кадр словно дает нам подсказку
Финальный кадр словно дает нам подсказку

Спасибо что читали, пишите ваши комментарии и мнение о фильме!