Село Верхняя Казанка основано в 1911 году. Расположено в живописном месте, среди тайги, в тридцати километрах от Большой Мурты, в стороне от Енисейского тракта. Первыми жителями были Тимирбаевы, Хакимовы, Муртазины, Ахметшины, Замалтдиновы, Ситдиковы, Рахматуллины. Молодые шли пешком, на повозках ехали только старики и дети. Десятки семей в зимние холода и летний жар проходили тысячи верст пешком, волоча за собой свои пожитки.
Из воспоминаний одного из первых переселенцев Муртазина Шарифулы Хайруловича: «Приехал я тринадцатилетним мальчишкой в составе большой семьи – 10 человек. Трудная была дорога и долгая. Первоначально на новом месте построили несколько домов. Вокруг шумела труднопроходимая тайга. В ней было много зверей, птиц, ягод, кедровых шишек. А еще больше комарья, мошек, разного гнуса, которые в летнее время не давали покоя ни людям, ни животным. Спасались от них дымом и дегтем. Орудиями труда были топоры, пилы, лопаты и ломы. Приходилось и дома строить, и надворные постройки, и корчевать лес под пашню. Все давалось с очень большим трудом, работали много с раннего утра и дотемна, особенно доставалось летом. Пахали на лошадях сохами, хлеб жали серпами, молотили цепами. Каждый кусок хлеба поистине добывался потом и мозолями на руках. Первые участки земли, отвоеванные у тайги, были небольшими – в несколько десятков соток. На них ютился пахарь со всей семьей. Трудились и малые и старые, лишь бы вовремя убрать урожай, а он был небольшой. Кому хватало хлеба до нового урожая, а кому нет».
Почему так далеко в тайгу забрались татарские переселенцы? Возможно, старожилы не хотели делиться с новоприбывшими своими угодьями, а, может, татарские переселенцы оберегали свою религию, традиции и обычаи в глухой тайге от властей.
В в трех километрах уже существовала деревня Казанка, основанная в 1908 году и связанная названием с исторической родиной – Казанью. А по верхнему течению реки появилась деревня с красивым названием Верх-Казанка. По архивным данным в 1926 году в Верхне-Казанской имелось 49 хозяйств и проживало 253 человека (в основном — татары).
В 1932 году вольной жизни приходит конец. По распоряжению свыше организована промартель «Лесной ударник». Это было маленькое хозяйство, посевная площадь равнялась 69 га. В 1940 году сбор зерна составил 750ц. На фермах было 24 лошади, 3 головы крупного рогатого скота, 39 овец и 18 кур.
Основная тяжесть работы выпадала на лето. Ведь именно летом занимались сбором живицы (смолы сосны), полевыми работами. С наступлением тепла по дороге проезжали многочисленные подводы с разным скарбом древесного янтаря. Тяжела и утомительна работа добытчика живицы. За день надо пробежать (именно пробежать, иначе не заработаешь) по тайге многие километры, чтобы выполнить дневную заданную норму. Жара, гнус, таежные грозы в счет не брались. А еще делали пихтовое масло, заготавливали древесину.
В 1930 году, когда государство поставило задачу ликвидации безграмотности, в деревне создается ликбез.
В 1937 году на Татарской улице (ныне Центральной) основывается начальная школа. В бревенчатом доме, с печью посередине, стояла бесхитростная обстановка: десяток парт, стол, шкаф, в котором хранилось все школьное имущество. Ученикам трудно давалась учеба, потому что обучение шло вперемежку с татарского языка на русский.
Мирный труд нарушила война. В период Великой Отечественной войны из Верх-Казанки на фронт ушли 51 человек, не вернулись 16. Вся тяжесть крестьянской работы легла на плечи женщин и подростков. На своих плечах вынесли они все тяготы военного лихолетья, приближая Победу над врагом.
В 1962г. был открыт лесозаготовительный пункт Большемуртинского леспромхоза, в село потянулись люди не только с близлежащих деревень Горевка, Белое, Тугон, Отрадное, Крутое, 8 Марта, но и из далекой Украины и разных концов России. Постепенно село превратилось в поселок лесозаготовителей, где крепко слились судьбы людей разных национальностей и вероисповеданий. С большой теплотой здесь отзываются о Майере Рудольфе Васильевиче, при котором поселок стал уютным и ухоженным. Тогда были построены новый детский сад, котельная, торговый центр, водонапорные башни, гаражи и многие другие производственно-бытовые объекты и жилые дома.
Не стояла на месте и духовная жизнь поселка. В 1965 году выстроено здание первого клуба, в котором имелся зал и кинобудка. В 70-е годы построен новый клуб. Это было двухэтажное здание. На нижнем этаже находились фойе, бильярдная, кинозал со сценой, костюмерная, комната отдыха, на втором – киноаппаратная. В 1973 году открылась В-Казанская средняя школа.
В настоящее время не все так безоблачно в селе, вместе со всей страной переживает оно сложности. Но одно нерушимо. Представители почти 20 национальностей проживают в Верх-Казанке на протяжении целого века в дружбе и согласии. Татары, русские, украинцы, чуваши - единая дружная семья — сибиряки.