Пять городов Центральной Азии, которые навсегда исчезли с лица земли.
№1. Сыганак
Город Сыганак (в нынешнем Казахстане) был центром торговли и политики в этом регионе. Его выбирали своей ставкой кыпчаки, ханы Белой Орды, а в XV-XVI веках город дважды был столицей Казахского ханства. Это и неудивительно – именно Сыганак в то время контролировал основной поток товаров, который шел из Китая в страны Ближнего Востока, Центральной Азии и обратно.
В Сыганаке правили ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжа, Урус-хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор, велось интенсивное строительство.
За отказ сдаться войскам Чингисхана Сыганак сравняли с землей, но позже вновь восстановили. Не смогли его уничтожить через полтора века ни войска Тамерлана, ни другие завоеватели. Сыганак вновь и вновь возрождался из пепла. Жизнь здесь угасла лишь к середине XIX века из-за постоянных войн и общего упадка экономики региона.
№2. Тарсакент
Город «неверных» на территории нынешнего Кыргызстана. В эпоху распространения несторианского христианства здесь проживали только христиане. Когда на город напало войско Тимура, жители сопротивлялись долгих 40 дней.
Но город все-таки пал, и был полностью уничтожен. По мнению археологов, крупное христианское поселение Тарсакент было расположено на территории современного Бишкека.
№3. Баласагун
Древний город восточных тюрков, существовавший в период с IX по XIV вв. (по некоторым данным — с середины VIII в.).
Наивысшего расцвета город достиг во время правления Караханидов (955-1130 гг.). Вплоть до прихода каракитаев город, известный также как Куз Орду, был столицей, а потом одним из ключевых городов Караханидского государства.
Здесь жил и творил великий ученый Жусуп Баласагуни.
В 1219 году Баласагун был захвачен монголами и переименован в Гобалык, что в переводе означает «Хороший город». А в XIV веке, как предполагают некоторые ученые, после эпидемии чумы 1338-1339 гг., город перестал существовать.
Башня Бурана, несколько балбалов, да и руины несторианских и мусульманских мавзолеев – все, что сегодня осталось от легендарной столицы Караханидского царства.
№4. Мерв
Это древний город стоял на берегу реки Мургаб в юго-восточной части нынешнего Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары.
Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков.
В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен.
В III веке в городе появляются первые христиане и формируется могущественная Мервская митрополия. После арабского завоевания Средней Азии в VII веке город обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учености, обладавший десятью библиотеками.
Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов.
В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам, было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.
Хорезмшах Атсыз воспользовавщись поражением Санджара в битве с каракитаями при Самарканде, зимой 1141 года захватил и разграбил Мерв.
В 1221 году Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды, наконец, привели в порядок его ирригационные сооружения. Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары.
№5. Пайкенд
Этот древний город был расположен в 40 км от современной Бухары. Первое поселение на месте Пайкенда возникло в III веке до нашей эры.
Позже в северо-восточном углу была построена квадратная цитадель. Город состоял из двух частей: цитадели и шахристана. В цитадели находилась резиденция правителя и его дворец, а также святилище огня.
В раннем средневековье Пайкенд вместе с Самаркандом стали торговыми центрами Средней Азии.
Фирдоуси в своей поэме «Шах-Наме», сообщает, что Кей-Хосров построил в Пайкенде Храм огня, где была записана священная книга зороастрийцев Авеста.
В начале IX века жизнь в некогда крупной и оживленном городе замирает. Причина банальная – в городе нет воды. В XII века Арслан-хан предпринял неудачную попытку привести воду к городу из канала Зеравшан, но пески были сильнее и быстрее людей.
–––
Сейчас на месте исчезнувших городов ведутся археологические раскопки и ученые находят много артефактов, которые рассказывают о том, как столетия назад здесь жили люди и кипела жизнь.