Прекрасное солнечное утро. Я не слышал, храпел ли Жак (а себя я не слышал совершенно точно) – совершенно бодрым я встал в 5.40 и пошел готовить для себя уже традиционную овсянку и чай.
На Жака тоже подействовала почти домашняя обстановка этого приюта и он не стал спускаться вниз, а работал со своей почтой лежа в кровати.
Первые четыре километра промелькнули как сон (или я досыпал в дороге?).
Маленький городок Вийятуерта (Villatuerta ) порадовал странным мостом и заброшенной церквушкой после него.
Я заметил странную птичку, размером с воробья. Это она сейчас такая скромная, а когда взлетает, то крылья снизу ярко-синего цвета. Она была в трудах и заботах, летая по полю в поисках насекомых, пытаясь поймать их слету. Но, когда я достал фотоаппарат, она уселась на кустик и… так и сидела. Ее упорство было упорнее моего. Моего хватило минут на 15. Прождав с пальцем на кнопке всё это время, я не выдержал и убрал фотоаппарат. Тогда она продолжила заниматься своими делами. Может быть, кто-то знает, как она называется?
Еще 4км пути и я попал в город Эстейя (Estella ). Сейчас это городок с населением около 14,000человек, а когда-то это был один из самых главных городов королевства Наварры. И поэтому имел дворец королей Наварры (сейчас музей). А чтобы королям было недалеко ходить в церковь, то лестница в церковь Святого Педро располагается напротив дверей дворца. Проблема только в том, что саму церковь ставить было некуда – сразу начинался холм. Поэтому лестница поднимается и поднимается, и изгибается, чтобы довести до церкви, стоящей на вершине холма. Сейчас сделали лифт, который поднимает страждущих ко входу, а как ходили короли – не представляю.
Опять пусто на улицах – около 9 утра, самый «час пик», но улицы пустынны и всё еще закрыто.
На выходе из города заметил открытый овощной магазин и решил купить себе фруктов на обед. Захожу в магазин – продавщица в упор меня не видит. Она то перекладывает помидоры, то поправляет ящики. Она явно не хочет мне что-либо продавать. Я с этим встречался в Латвии лет 30 назад. Если ты не можешь связать пару слов на родном ее испанском (наваррском, латышском и т.д.), то она может «мариновать» тебя очень долго и не факт, что она тебя поймет.
Ну и черт с тобой и твоими фруктами – я развернулся и вышел из магазина.
Через сотню метров была заправка с уютной кафешкой. Вот там мне приготовили отличный капучино! И всего за полтора евро.
А еще через метров триста развернулся отличный вид с городского холма. Вон там - видите? – идут два пилигрима. Мне туда.
Спускаясь с холма, встретил тройную плохую примету. :-) К чему бы это?
О! И четвертая! Кузнец за работой. Парень, конечно, работал на проходящую публику, но какие-то свои поделки он выложил. Я не смог удержаться поддержать местную промышленность и купил птичье перо, сделанное из железа. (А с расстояния в пару метров, выглядит точно как перо, каким писали в старину).
Понятно, плохие приметы к хорошему не приведут - они привели меня к «фонтану с красным вином» (как он назывался в путеводителе). На самом деле, вы видите сами, это два крана: один с красным вином, а другой - с водой. Подходишь, открываешь кран и наливаешь бесплатно красного вина сколько хочешь. Бесплатно! Сколько хочешь! Мечта любого алкоголика. У нас бы это было самое оживленное и описанное место. Здесь, когда я подошел, тусовались две женщины, стоявшие перед дилеммой: вылить воду из бутылки и идти дальше с вином, или оставить в ней всё-таки воду.
У меня такой проблемы не было – у меня была кружка! Скажу честно – вино - чистый брют и на очень большого любителя. Но теперь я могу везде говорить, что я на халяву пил красное вино.
Если вы обратили внимание, слева висит табличка с просьбой упомянуть их в интернете. Я это сделал. Ребята! Господа! Заходите к ним на бесплатное вино! Но прежде протопайте около сотни километров пешочком.
Поднявшись чуть выше я понял, что «фонтан» был установлен в стене музея вина, а сам музей был закрыт. Вообще меня удивляло: вдоль дороги пилигримов были музеи, галереи, которые можно было посетить. Но они всегда были закрыты! Когда бы ты ни проходил мимо.
Вот видите, мы поднялись чуть выше музея вина и опять начались виды, которыми не устает потрясать Испания. Такое впечатление, что у кого-то в запасниках громадное количество картин и он тебе их не спеша показывает.
Помните, я рассказывал вам о семерых испанских мужчинах?
С ними, по размеру бедствия, могут сравниться только три англоговорящих женщины. Почему три? Если идут две женщины, то они, иногда, вынуждены замолчать для отдыха.
А когда идут три… Когда одна отдыхает от разговора, то разговор продолжают две другие.
Когда они идут за тобой, ты слышишь неразборчивое журчание одной и непрерывные возгласы другой (других): «Oh ! Fine ! Fine ! Beautiful ! Oh ! Fine ! Fine !!!». И невольно задаешь себе вопрос: «А чем, собственно говоря, они там занимаются?» Повернуться посмотреть? Вроде неудобно. Да и с рюкзаком на полном ходу не повернешься, придется останавливаться, а это будет уже невежливо.
Но когда я услышал: «Мой парень такой мужественный (so brave ), что может пописать в любом месте без туалета» (Круто! Дайте мне литров пять кваса и я буду еще мужественнее!) я не мог удержаться. Я не стал останавливаться и оборачиваться, я просто замедлил ход.
Буквально через минуту меня обгоняют две девушки лет 18-20ти. Обе они не отягощены рюкзаками.
- Buen Camino ! – вежливо поздоровались они.
- Buen Camino ! Вы откуда?
- Мы из Австралии. Я – из Сиднея, а она – из Мельбурна. Мы – католички и нас обязали пройти Камино.
Я не стал уточнять, почему их «обязали» пройти Камино.
- А я из России, из Москвы.
- Круто! А водка у тебя с собой есть?
Этот, кстати, вопрос меня спрашивали достаточно часто.
Мы еще перекинулись парой дежурных вопросов-ответов и они упорхнули дальше.
Вот этот маленький домик это не часовенка, как кажется. Это резервуар для хранения воды, чтобы поливать поля (по крайней мере, это так выглядело). Можно посидеть на ступеньках резервуара и опустить в него ноги. Может, это для отдыха паломников?
Вообще, по пути можно идти пешком и прохождение засчитывается, если вы прошли больше ста километров. Если вы на велосипеде, то надо преодолеть в два раза больше – 200км.
И можно проехать это расстояние на мулах. Велосипедистов видел… и много. А вот мулов…
Навоз видел… но мулов – не пришлось.
Вы можете поверить, что этот велосипедист везет весь свой багаж?
Так как я проходил каждый день примерно на 5км больше, чем рекомендует путеводитель, то сегодня я начал догонять пилигримов «предыдущего» дня и народа на тропе становилось всё больше и больше.
А значит, у местного населения желания заработать было тоже всё больше и больше. Вы не поверите, когда после нескольких километров хождения по полям, под солнцем, я увидел дерево рядом с дорогой, которое давало тень, в тени я обнаружил двух музыкантов, которые самозабвенно пиликали на скрипках! Играли они отвратительно, гораздо хуже начинающих детишек. Такое ощущение, что один из них со скрипкой познакомился только сегодня утром.
Мало того, что они УКРАЛИ мою тень, где я бы мог чуть посидеть и отдохнуть, они еще просили за это денег! Нафиг-нафиг, дураков нет. И я поплелся дальше.
Надо сказать, что между городками Лос Аркос (Los Arcos ) и Вийямайор де Монжардин (Villamayor de Monjardin ) было достаточно далеко – больше 12км. И на тропе, кроме музыкантов, ничего не предвиделось. Поэтому, если пойдете, за забудьте запастись водой (вино не поможет).
Правда, еще одни предприимчивые испанцы открыли мобильное кафе (Cafe m óvil ). Рядом с фургончиком они поставили пару тентов, где была долгожданная тень, стулья и столы! Естественно, там всё было занято.
Торговали они, в основном, свежим апельсиновым соком. Цену они ломили еще ту (2,5 Евро за 200граммовый стакан. Если учесть, что во всех магазинчиках вдоль пути один большой апельсин стоит 40-50 евроцентов). Так как было достаточно жарко и скрипачи не дали сделать привал по дорогое, с деньгами все расставались радостно. Может быть, это кафе и скрипачи работают совместно?
Мне повезло, «мои» австралийки сидели под тентом и позвали меня к себе. Ура! Есть возможность сбросить рюкзак и подвигать плечами!
После сока и пяти минут отдыха я уже был готов идти дальше: осталось 6км до Лос Аркоса.
Через пару километров вдоль дороги появилось что-то странное. Стоял какой-то тент, около него стояли два или три шезлонга, на которых крупно было написано: «Free Relax ». ПОД одним из шезлонгов спал мужчина.
Рядом с шезлонгами стоял священник в коричневой рясе и тряс руками, танцевал какой-то бедолага, и стояла очень странная личность.
Странная личность была высоким худым молодым, отчаянно рыжим человеком. В одной руке он держал пластмассовый стакан с пивом (?), а другой рефлекторно гладил жиденькую рыжую бороденку.
Видавшая виды майка была то ли белой, то ли серой. Вместо шорт или брюк у него был шотландский клетчатый килт.
И хотя я его видел впервые (если бы я его видел, то я его бы запомнил, сто процентов), у меня было полное впечатление, что я его уже где-то видел.
Мы встретились с ним взглядами, и он мне кивнул, как знакомому.
Ну, значит, где-то на дороге встречались…
Я пошел мимо этого цирка.
Дойдя до Лос Аркоса,
я не стал заходить в приюты, которые стояли при входе в город, а пошел к центру. Так я оказался в приюте Casa Abuela (то есть "Дом бабушки"). Абуела так Абуела! Если у вас есть возможность, пройдите чуть дальше, за площадь, до муниципального приюта. У этой "бабушки" рады вашим деньгам, но не вам.
Во-первых, это запрет на постирушку. Стирать можно было только за деньги.
Во-вторых, свет в душевых гас ровно через две минуты. И – вы намыленный в душе, а выключатель – на стенке в общем коридоре.
В общем, майку я постирал в душе. Без света было темно, но - руки-ноги видно, ну и ладно.
В-третьих, ко всем шкафчикам, где должны были стоять рюкзаки, был один и тот же ключ. Так что пришлось уповать на порядочность соседей.
А еще, здесь не было розеток. Две розетки были около раковин, чтобы мужчины смогли побриться. И всё! То есть подзарядить телефон или смартфон просто негде.
Приняв душ и переделав дела пошел осмотреть городок. Он оказался очень компактным.
На городской площади уже сидел знакомый ирландец-археолог с дочерями и потягивали… не лимонад.
Церковь для посещений была закрыта, но в ее пристройке раздавали помощь бедным. Бедные подъезжали на автомобилях и полностью забивали багажник.
Правда, пара человек, которых я встретил, были совсем бедные – без машин. Они тащили сумки челночными перебежками: сначала они несли одну сумку на метров десять-двадцать, потом дотаскивали вторую. Затем цикл повторялся.
В общем, я сфотографировал городские ворота, речку с моста, и осмотр города был закончен.
Делать было нечего и я вернулся в приют.
Мне достался второй этаж кровати. Всё было бы ничего – кровать широкая и комфортная, но, чтобы забраться была сделана лестница из круглых металлических прутков, на которые было очень больно вставать. Повалявшись полтора-два часа, я решил, что пора посмотреть церковь и, заодно, поужинать.
Церковь оказалась шикарной. Я всё больше убеждаюсь, что испанцы строили церкви с любовью и вкладывали в них свою душу. Церковь святой Марии была построена в 12 столетии и достраивалась в 16м, 17м и 18м столетиях.
Обратите внимание как располагаются органные трубы и что он разрисован, в отличие от церквей в других частях Европы. Часть труб располагается горизонтально. А расписывал орган человек с чувством юмора. Посмотрите, как расписаны большие трубы органа.
Поужинать я решил тут же, у стен церкви, на городской площади.
Знакомый ирландец-археолог с дочерями продолжал сидеть. Только стол у них заполнился тарелками и дополнительными стаканами.
Я сел за пустой столик, заказал пилигрим-меню и не спеша приступил к ужину. Шум разговоров здесь, на площади, не раздражал, а расслаблял как шум моря.
В Москве я всегда куда-то спешил во время еды.
Начиналось всё с завтрака, когда спешишь на работу и всё поминутно рассчитано. Встать, поставить разогревать, побриться, позавтракать, одеться – пора выходить на работу.
В обед, хотя и полагается целый час, мы успевали пообедать за минут 20 и к своей работе.
Вечером, уже никто не торопит, но быстренько прожуешь и к компьютеру, к телевизору или к книге.
Здесь совсем по другому. Буду ли я сидеть за столиком час или два – официант не скажет ни слова. Никто не ждет меня и в приюте. Поэтому никуда спешить не надо. Я расслабляюсь и получаю удовольствие от простой еды.
Вот тут ты и становишься целью вымогателя - спаниель обходит столики и молча смотрит в глаза сидящим. Он сел около столика так, чтобы мой взгляд обязательно упал на него, когда я посмотрю в тарелку. Он смотрел на меня как гипнотизёр молчаливо, только шумно вздыхая.
Часть курицы из моего салата-цезарь оказалась перед ним. Он вежливо и неторопливо подмёл языком, как пылесосом и опять стал гипнотизировать.
Ему еще перепало пару кусочков мяса и он решил проверить других жертв. Он тихо, без звуков, поднял свой зад, развернулся и я увидел, что его ширина почти догоняла его длину, а ноги еле-еле несли увесистый животик.
Я закончил второе и мне принесли мороженное. Смаковать, так смаковать! И тут я почувствовал несильный, но заметный пинок в ту часть ноги, которая переходит в спину.
Опускаю глаза – на меня смотрят глаза майора Пронина спаниеля. Я делаю вид, что ничего не заметил и опять получаю тычок в ногу. Пёс-вымогатель тыркает носом меня в ногу: делись!
Но мороженное ему зачем? Чтобы отстал – даю чуть-чуть печенюшки от стаканчика. Это было совсем не то, на что рассчитывал вымогатель. Он презрительно посмотрел на меня и скорбно продолжил обход своей территории.
Я уже собрался уходить, когда на площадь пришел Жак:
- Ты где остановился?
- Здесь, около площади. Очень жадный приют.
- А я в приюте, при входе в город – вроде нормальный, без проблем. Ты ужинал?
- Да, но сначала зайди в церковь – не пожалеешь.
- Счастливо!
Придя в приют, я застал в душе американца (помните, у которого я отбил австралийку).
Он охал и пытался остудить свои ноги. Он меня встретил как родного: «Посмотри, какие у меня мозоли! И ступни! Они распухли! Я их остужу и будет лучше».
Мечты-мечты. Услышав шум воды в неположенное время, с первого этажа прибежал служащий приюта: «Вы знаете, как у нас дорого стоит вода? Немедленно прекратите! Закройте кран!»
В общем, он выгнал американца из душа и торжественно отключил бойлер, чтобы не пользовались водой почем зря.
Сидеть было негде – кухня и столы, где можно было бы посидеть, были пусты.
Я решил лечь пораньше спать.
Надо будет посмотреть свои мозоли.
И куда пропала Мадре Марта?
Сегодня я прошел от Лорки до Лос Аркоса = 29,9км
Все фотографии из моего архива. 2016 год.
Не буду кривить душой - лайки приятны, но еще важней подписка, так как Вы всегда будете в курсе новых публикаций!
Если есть чем поделиться, пишите в комментариях, обязательно отвечу.
Если есть ошибки или замечания, постараюсь учесть.