Продолжим разговор о происхождении фамилий. Сейчас трудно представить человека без фамилии. Она нас сопровождает от самого рождения. Своими фамилиями мы обязаны своим предкам в четвертом или пятом поколении. Нет сомнений в том, что большинство фамилий XIX веке нашими предками получены от имен своих дедов и отцов.
Так, Никита сын Прокофия со своим семейством получил фамилию Прокофьев , а Николай сын Максимов получили фамилию Максимов . Но вот однажды, в метрических книгах встречается фамилия Голяев. Откуда она и что означает? Что это – имя или прозвище? Слово «голь» скорее всего обозначает очень бедного человека, не имеющего никакого имущества (голь перекатная). Не мудрствуя долго помещик или чиновник записал под этой фамилией самую бедную семью деревни. Еще одна из фамилий Новичков. Почему именно так? Можно предположить, что основная часть населения деревни была переведена сюда одновременно с одного места. Через несколько лет сюда перевели новую семью, может быть молодого человека. Этот перевод был осуществлен ближе к тому времени, когда стали «давать» фамилии и скорее всего «уличная» кличка стала родовой фамилией. Известен факт, что фамилию Новичков в одной из деревень Прихопёрья крестьяне поменяли на родовое имя Иван и стали Ивановыми . Деревни и села северо-западной части Балашовского уезда насчитывают 200-300 лет. Как правило население постоянно менялось. Какие-то семьи вымирали в ходе эпидемий или сыновья отдавались в рекруты, откуда редко кто возвращался в родимые места. Хорошо если сохранились в архиве ревизские сказки по этим населенным пунктам, со II -й по Х-ю. А в случае перевода крестьян из одного имения в другое это создает дополнительные проблемы. Например, крестьяне деревни Ромашиной (Паршевка) переведены «сюда по воле помещика больше 100 лет т. н. из с. Боцманова », села Глебовка, переселены из с. Шепелевки и т.д.
Фамилии образованные от отчеств, имен собственных или прозвищ как правило имеют окончание -ов . Не для кого не секрет, что часть фамилий были образованы от профессий – Портнов,Кузнецов или Мельников. Могли быть фамилии и по местности или населенному пункту, откуда прибыли крестьяне (как уличные прозвища): Архангельский, Аркадакский и др. Были случаи, когда фамилии давались по именам матери, когда имя отца было неизвестно или отец умирал рано и детей больше знали по имени матери: Катин, Машин и т.д. По фамилиям можно установить и принадлежность того или другого к духовенству. Как правило, фамилии священников имели окончание –ский или они носили название приходов: Успенский, Вознесенский, Рождественский и т.д.
Еще одну часть фамилий составили мордовские фамилии: Антошкин, Власкин, Гераськин, Ларькин, Лёвкин, Пронькин, Родькин, Тараскин, Терешкин . Эти фамилии не являются чисто мордовскими, но часто встречаются у мордвы. Жители Мордовского Карая, Усть-Щербедино, Малое Щербедино, Пинеровка частично унаследовали мордовские фамилии. Так, фамилия Жарков имеет русско-мордовские корни и, скорее всего, является произошла от прозвища. Фамилия Атапин произошла от видоизмененного церковного имени Потапий и скорее всего имеет те же корни происхождения, что и Жарков. Ряд фамилий основаны на основе дохристианских мордовских личных имён: Кижеватов, Симдяшкин, Чевтайкин др. Так как уезд был многонациональным, то здесь можно встретить и малороссийские (украинские), белорусские и даже немецкие или голландские.
И еще несколько слов об именах. После крещения Руси в число звучных, «аристократических», вошли: Константин, Александр, Борис, Иоанн (Иван), Василий, Николай, Андрей, Михаил, Дмитрий, Федор, Петр, Платон, Илларион, Павел, Сергей . Сложился стереотип о том, что крестьяне носили только имена менее значимых святых: Потап, Антип, Никодим, Богдан, Вадим, Архип, Игнат, Терентий, Никита, Фрол, Анисим, Егор, Осип, Савелий, Ермолай, Кузьма, Тимофей, Пантелеймон, Никодим, Агафон, Лукьян или Леонтий . В ревизских сказках 1835 и 1858 годов мне же встретились вот такие имена: Андрей, Константин, Антон, Роман, Валериан, Артем . Имена давались священниками по святцам. Отступление допускалось для мальчиков не более недели вперед, для девочек сроки устанавливались не такие жестки. Такой же стереотип бытует и о женских именах. Да, имена Ефросинья, Фёкла, Марфа, Агафья, Евдокия, Матрена, Татьяна, Дарья, Анфиса, Акулина встречаются довольно часто. Но наряду с этими именами упоминаются и такие имена: Екатерина, Анна, Наталья, Ирина, Марина, Александра, Любовь, Елизавета . В тех же ревизских сказках упоминается жена помещика по имени Пелагея. Думаю, имена не были строго привязаны к тому, кем был его носитель.
Сегодня многие не видят разниц между днём рождения и днём Ангела. День рождения – это день когда человек родился. Именины день памяти того святого, в честь которого ребенок получил свое имя. Второе название именин – день Ангела или тезоименитства. Раньше эти дни практически совпадали. В Святцах содержится более 1700 различных имен. Например 23 февраля поминаются следующие имена: Анна, Антон, Аркадий, Валентина, Ваптос, Василий, Гавриил, Галина, Геннадий, Герман, Григорий, Иван, Иоаким, Карп, Лука, Лонгин, Марк, Мартирий, Павла, Пимен, Порфирий, Прохор, Семён, Харлампий, Эннафа, а 8 марта: Дельфий, Александр, Антиох, Антонин, Горгония, Демьян (Дамиан), Зевин, Иван, Климент, Кузьма, Лазарь, Моисей, Поликарп, Полихроний, Фея. Наверное многое зависело и от священник, проводившего крещение. Ребенку могли дать имя Ваптос или Герман, Валентина или Эннафа.
Детей крестят чаще всего с 8 по 40 день после рождения, чтобы иметь возможность молиться об их здоровье. Существуют определенные правила и запреты для тех кто может стать восприемниками новорожденного. Не могут стать крестным отцом монах или монахиня.
Есть ограничения по возрасту для крестных родителей. Нельзя быть крестным отцом мальчикам моложе 15 лет и крестной матерью девочкам моложе 13 лет. Неверующие и некрещеные люди не могут стать крестными родителями. Не могут быть крестным отцом и крестной матерью супруги. Крестных родителей нельзя поменять. Таинство Крещения проводится только один раз. Православная церковь не допускает совершения повторного обряда Крещения.