Время идет быстро. Очень быстро. И что казалось повседневным или даже совершенно новым еще вчера, сегодня уже уходит в историю. В настоящее время уже давно кажутся привычными скоростные экспрессы, связывающие Москву с соседними областными центрами, но, как говорится, «так было не всегда». Более того, экспрессы на маршрутах из Москвы в Тулу, Рязань, Калугу, Владимир впервые появились в расписании не так давно – чуть более двадцати лет назад. Разумеется, речь идет о «экспрессах» в их привычном современном понимании – поезда, следующие «ускоренным графиком», выполненные на основе стандартного моторвагонного подвижного состава, оборудованные салонами «повышенной комфортности» для неутомительного путешествия на расстояние в 150 – 200 км и нумерованными местами. До них, конечно, на межобластных маршрутах от Москвы существовали и дневные поезда локомотивной тяги (такие ходили, например, на Рязань, Тверь, Иваново) и, конечно, «ускоренные» электрички, отличавшиеся от обычных лишь тем, что к радости пассажиров, «глотали остановки пачками», позволяя добраться до конечного пункта, не за привычные, например, 4 часа, а за 3 с половиной. Но специально оборудованные электропоезда, поставленные в такой график движения, что и иным скорым поездам дальнего следования «на зависть» появились впервые на Московской дороге в 1999 году. (Поправьте если я не прав, но по крайней мере, вспомнить, что ранее существовало что-то подобное на маршрутах от Москвы, мне не удалось. Вспоминаются только экспрессы в наукоград Дубна, но они были уникальным случаем, да и шли в пределах своего же региона).
И первым таким поездом был ЭД4МК-0020, связавший ежедневными рейсами Тулу и Москву. Поезд был приписан к депо Перерва, отправлялся из Москвы вечером, «ночевал» в Туле и утром шел обратно.
Следом за ним, спустя несколько месяцев, ЭД4МК-0022 связал Москву и Рязань, отправившись по примерному графику отмененного за три года до этого пассажирского поезда локомотивной тяги Москва – Рязань «Березка». Поезд базировался в подмосковном депо Раменское.
На третий маршрут встал ЭД4МК-0023, отправившийся до Владимира.
Четвертым стал поезд до Орла, пошедший ближе к осени того же 1999 года, тем же стандартным графиком «утром в Москву, вечером обратно». На этот маршрут поставили очередной полученный с Демиховского завода ЭД4МК-0024.
Той же осенью электропоезд ЭД4МК-0025 связал Москву и Калугу, а 0028 – Москву и Ярославль.
Востребованность нового вида транспорта пассажирами на разных, но в общем-то идентичных по потенциальному пассажиропотоку, маршрутах была разная. Так, через некоторое время после запуска, составность поезда ЭД4МК-0020 на маршруте до Тулы пришлось убавить до 6 вагонов из-за невостребованности, а на маршрут до Калуги, наоборот, вышел дополнительный рейс с ЭД4МК-0029, а на Рязань уже в следующем, 2000 году, вышел утренний рейс «из Москвы» под ЭД4МК-0026, а впоследствии еще один поезд в середине дня, под него был выделен ЭД4МК-0048.
Утренний рейс из Москвы появился в 2001 году и в Тулу. Его запуск был связан с реконструкцией музейной станции Ясная Поляна. Поезд (под него был выделен ЭД4МК-0052 с именной надписью «Ясная Поляна») изначально был запущен до Ясной Поляны, впоследствии для поднятия наполняемости продлен до Щекино, а потом и до Черни.
На подмене на всех маршрутах работал ЭД4МК-0030 из депо Железнодорожная. Иногда на подмене работали и электропоезда повышенной комфортности серии ЭМ.
К настоящему времени практически все скоростные экспрессы «первого поколения» уже заменены – вместо них вышли новые ЭД4МК 400-х номеров, ЭП2Д, и «Ласточки». Большинство электропоездов ЭД4МК, открывавших движение экспрессов на Московской ж.д., в настоящее время переоборудованы и переведены на «обычные» пригородные маршруты, часть – переданы в регионы.
Спасибо за внимание!
Канал "ПАНТОГРАФ". Материал и фотографии предоставлены для публикации на канале нашим читателем "AS".
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Разные железнодорожные фотографии Тулы. Фото ушедшей техники-8
Фото ушедшей техники - 6. Разные фото из Тулы 20 лет назад