Найти тему

Костёл Святого Иосифа — правобережная жемчужина Кракова.


Город Краков, как правило, ассоциируется у нас по времени со средневековьем, а по пространству со старым городом, Вавельским замком или же древним еврейским кварталом Казимежем. Предлагаю сегодня чуть-чуть передвинуть координаты! Итак, мы перемещаемся в просвященное девятнадцатое столетие, а заодно и за реку Вислу. Мы переносимся в Подгуже — один из самых уютных и наиболее зелёных районов Кракова, в прошлом отдельный город, основанный в 1784 году австрийцами. Наша с вами цель — это Подгурская Рыночная Площадь, сформированная когда-то в виде трапеции, чтобы стоящий у её наиболее короткой стороны костёл казался нам больше и величественнее. Ещё бы! Ведь это фара Подгужа, его главный храм. О нём-то сегодня и будет речь.

Главный храм Подгужа на местной Рыночной Площади.
Главный храм Подгужа на местной Рыночной Площади.

История костёла Святого Иосифа напрямую связана с историей правобережного поселения. Как только австрийский император Иосиф Габсбург основал здесь город, иногда называемый его именем (да-да, Подгуже неофициально величали Йозефштатом (а в средние века это незаселенное ещё место, где добывали кремний для краковских построек, было известно как Area Submontana – то есть, в переводе с латыни, территория под горой)), так вот, как только Иосиф Габсбург основал новый город, сюда огромным потоком хлынули первые переселенцы из Австрии и Моравии. Ещё бы! Ведь император обещал на несколько лет освободить их от всех налогов, позволил заниматься свободной торговлей, а главное, обеспечил их земельными участками совершенно бесплатно! В Подгуже съезжались сильные и отважные люди, не боящиеся перемен. Но даже таким представителям человечества всё же бывает нужна поддержка. И поддержкой этой была им вера. Во что? Разумеется, в Бога. На которого, как известно, нужно надеяться, а самим не плошать. И они не плошали. Город рос не по дням, а по часам. Всё в нём было ужЕ: и дома, и дороги, и ратуша. Не хватало лишь храма — священного места для вознесения общей молитвы тому, кто следил за ними с небес и помог переехать в далёкие земли.

И вот, закипела работа, и в 1832 году на главной площади появился первый костёл Святого Иосифа.
— Минуточку, — спросите вы, а что значит «Первый»? Неужто здесь был ещё и второй? Совершенно верно. Второй был и есть. Но о нём чуть попозже.

Первый костёл Святого Иосифа совершенно не напоминал своим обликом тот, который мы знаем сегодня. Он был построен в строгом и сдержанном стиле, имя которому классицизм. Вместе со стоящими по периметру площади домами он образовывал целый архитектурный ансамбль. Но… время шло. И с приходом нового века (двадцатого) храм перестал помещать прихожан. Костёл был теперь для Подгужа ничтожно мал, а кроме того, его внутреннее убранство пришло в упадок. Да к тому же народ считал его архитектуру чуждой для этих земель.

Первый Костёл Святого Иосифа
Первый Костёл Святого Иосифа

В 1905 году старый храм был снесён. Всё, что после него осталось — лишь колокольная башня, одиноко стоящая у скалы. Вы, кстати, можете видеть её и сейчас.

Колокольня
Колокольня

А что до костёла…

В том же 1905 году был объявлен конкурс на лучший проект более просторного и вместительного храма. Выиграла идея талантливого архитектора Яна Сас-Зубжицкого. (Хотя изначально идея эта была предназначена для Варшавы). Как говорят, всё новое — это хорошо забытое старое. В девятнадцатом и в начале двадцатого века в архитектуре царила мода на всё былое. В том числе и на готику. А конкретнее, на «надвислинский стиль». Этот термин Ян Сас-Зубжицкий придумал лично. Он считал, что многие польские постройки, стоящие на берегах вышеупомянутой реки, обладают уникальным сочетанием пропорций цвета и материала: красного кирпича, белого камня и позеленевшей от времени меди. Именно такое сочетание прослеживается и в его главном детище — Костёле Святого Иосифа.

По задумке архитектора, новый храм должен был превзойти по красоте главную святыню Кракова, с которым вечно соперничало Подгуже — Мариацкий Костёл. Удалось ли это ему? Решать вам. Как по мне, оба храма являются друг для друга достойными конкурентами. Хотя… а возможно ли тут сравнение? Не лучше ли будет просто порадоваться их наличию?

Мариацкий Костёл
Мариацкий Костёл
И его правобережный "конкурент"
И его правобережный "конкурент"

Костёл Святого Иосифа, правда, чем-то напоминает нам Мариацкий. Прежде всего своей башней и острым шпилем. Почти как у Хейналицы — северной башни краковской фары. Однако, купол Св. Иосифа всё же имеет одно существенное отличие — венчающая его тоненький шпиль корона - терновая, в то время, как на Хейналице она обычная, королевская.

Купол Хейналицы (северной башни левобережного Костёла) с королевской короной. (Если эту корону снять и положить на землю, внутри неё поместится 11 человек).
Купол Хейналицы (северной башни левобережного Костёла) с королевской короной. (Если эту корону снять и положить на землю, внутри неё поместится 11 человек).

Купол Костёла Святого Иосифа с терновой короной (венцом)
Купол Костёла Святого Иосифа с терновой короной (венцом)

В 1909 году строительство храма было завершено. Как ни странно, костёл приглянулся не всем. Многие горожане считали его безвкусным, аляповатым и дружно скучали по старой версии. Часто его называли краковской шопкой (небольшим рождественским вертепом, обильно украшенным самыми яркими деталями местной архитектуры). Но, к счастью, ценителей неоготики в Кракове было больше. Вот и вся история.

Вид на храм сбоку
Вид на храм сбоку
Шопки-вертепы, с которыми сравнивали новый храм. Кстати, на фоне Мариацкого Костёла, у которого, как мы видим, действительно, много общего с правобережным братом.
Шопки-вертепы, с которыми сравнивали новый храм. Кстати, на фоне Мариацкого Костёла, у которого, как мы видим, действительно, много общего с правобережным братом.

Сегодня величественное и будоражащее воображение несметным многообразием архитектурных деталей строение навсегда вписалось в историю и внешний облик не только Подгужа, но и самого Кракова, который присоединил к себе правобережную часть в 1915 году. Но об этом как-нибудь в другой раз.

А пока… вот вам напоследок ещё три интересных факта о главном герое сегодняшнего рассказа:

Первый: Знаете ли вы, что… во время строительства нового костёла Св. Иосифа в близлежащей скале была обнаружена пещера со следами химических экспериментов? Возможно, полтысячи лет назад здесь находилась лаборатория знаменитого Пана Твардовского — легендарного краковского алхимика, жившего в шестнадцатом веке.

Второй: орган, появившийся в костёле в 1922 году, изначально предназначался для одного из храмов далёкого города Баку, но из-за начавшейся Первой Мировой Войны осталсяя в Кракове. Здесь его и выкупили священники из Подгужа.

Орган
Орган

Третье: амвон (возвышение для чтения проповеди) этого храма является копией мариацкого. В частности, его балдахин.

Балдахин амвона в Костёле Святого Иосифа
Балдахин амвона в Костёле Святого Иосифа
Балдахин амвона в Мариацком Костёле
Балдахин амвона в Мариацком Костёле
Сам амвон.
Сам амвон.

Кстати, на периллах лестниц обоих амвонов можно увидеть прелюбопытнейшие детали: деревянные барельефы с животными, символизирующими семь смертных грехов.

Дракон с рыбой в зубах —чревоугодие
Дракон с рыбой в зубах —чревоугодие
Змей — зависть
Змей — зависть
Обезьяны — похоть
Обезьяны — похоть
Павлин — гордыня
Павлин — гордыня
Ящеры — гнев
Ящеры — гнев

Дракон с яблоком — алчность. Есть ещё черепаха — символ лени, но расположена она так, что её трудно сфотографировать. Так что вам остаётся поверить мне на слово и самим отправиться на её поиски :)
Дракон с яблоком — алчность. Есть ещё черепаха — символ лени, но расположена она так, что её трудно сфотографировать. Так что вам остаётся поверить мне на слово и самим отправиться на её поиски :)
Внутри костёл гораздо скромнее, чем снаружи. На такой интерьер, который планировал архитектор, увы, не хватило средств.
Внутри костёл гораздо скромнее, чем снаружи. На такой интерьер, который планировал архитектор, увы, не хватило средств.
Зато здесь есть несколько интересных деталей. Например, вот такие алтари с изогнутыми верхушками. Такая вот танцующая готика :)
Зато здесь есть несколько интересных деталей. Например, вот такие алтари с изогнутыми верхушками. Такая вот танцующая готика :)
А ещё тут можно встретить трифорий (тройное окошко) — кракйне редкий архитектурный элемент в Кракове.
А ещё тут можно встретить трифорий (тройное окошко) — кракйне редкий архитектурный элемент в Кракове.
Очередная "отсылка" к Мариацкому Костёлу -  крест, напоминающий чудотворное распятие, созданное Витом Свтвошем.
Очередная "отсылка" к Мариацкому Костёлу - крест, напоминающий чудотворное распятие, созданное Витом Свтвошем.
Оригинал
Оригинал
А вот что можно увидеть, если встать под старинной люстрой и запрокинуть голову :)
А вот что можно увидеть, если встать под старинной люстрой и запрокинуть голову :)
Как и во всяком (почти) готическом храме, здесь есть витражи
Как и во всяком (почти) готическом храме, здесь есть витражи
Не менее щердр на детали костёл и снаружи. (Дверные ручки - моя слабость :) )
Не менее щердр на детали костёл и снаружи. (Дверные ручки - моя слабость :) )
А какие здесь фонари!
А какие здесь фонари!
Старинные часы. Ещё идут :)
Старинные часы. Ещё идут :)
Главный вход
Главный вход
Над средним порталом можно прочесть латинскую надпись "Sustine", что переводится как "Поддержи". Этим словом Ян Сас-Зубжицкий назвал свой проект, когда выслал его на конкурс. Кстати, под надписью справа есть герб архитектора "Сас".
Над средним порталом можно прочесть латинскую надпись "Sustine", что переводится как "Поддержи". Этим словом Ян Сас-Зубжицкий назвал свой проект, когда выслал его на конкурс. Кстати, под надписью справа есть герб архитектора "Сас".

Весной детище Яна Саса-Зубжицкого становится ещё краше
Весной детище Яна Саса-Зубжицкого становится ещё краше
Впрочем, и снег ему тоже к лицу :)
Впрочем, и снег ему тоже к лицу :)
А рядом есть вот такой замечательный садик.
А рядом есть вот такой замечательный садик.
С прекрасным видом
С прекрасным видом

Так что при посещении Кракова ограничиваться одной левобережной частью не стоит. Хотя бы ради Костёла Святого Иосифа.