Город Краков, как правило, ассоциируется у нас по времени со средневековьем, а по пространству со старым городом, Вавельским замком или же древним еврейским кварталом Казимежем. Предлагаю сегодня чуть-чуть передвинуть координаты! Итак, мы перемещаемся в просвященное девятнадцатое столетие, а заодно и за реку Вислу. Мы переносимся в Подгуже — один из самых уютных и наиболее зелёных районов Кракова, в прошлом отдельный город, основанный в 1784 году австрийцами. Наша с вами цель — это Подгурская Рыночная Площадь, сформированная когда-то в виде трапеции, чтобы стоящий у её наиболее короткой стороны костёл казался нам больше и величественнее. Ещё бы! Ведь это фара Подгужа, его главный храм. О нём-то сегодня и будет речь.
История костёла Святого Иосифа напрямую связана с историей правобережного поселения. Как только австрийский император Иосиф Габсбург основал здесь город, иногда называемый его именем (да-да, Подгуже неофициально величали Йозефштатом (а в средние века это незаселенное ещё место, где добывали кремний для краковских построек, было известно как Area Submontana – то есть, в переводе с латыни, территория под горой)), так вот, как только Иосиф Габсбург основал новый город, сюда огромным потоком хлынули первые переселенцы из Австрии и Моравии. Ещё бы! Ведь император обещал на несколько лет освободить их от всех налогов, позволил заниматься свободной торговлей, а главное, обеспечил их земельными участками совершенно бесплатно! В Подгуже съезжались сильные и отважные люди, не боящиеся перемен. Но даже таким представителям человечества всё же бывает нужна поддержка. И поддержкой этой была им вера. Во что? Разумеется, в Бога. На которого, как известно, нужно надеяться, а самим не плошать. И они не плошали. Город рос не по дням, а по часам. Всё в нём было ужЕ: и дома, и дороги, и ратуша. Не хватало лишь храма — священного места для вознесения общей молитвы тому, кто следил за ними с небес и помог переехать в далёкие земли.
И вот, закипела работа, и в 1832 году на главной площади появился первый костёл Святого Иосифа.
— Минуточку, — спросите вы, а что значит «Первый»? Неужто здесь был ещё и второй? Совершенно верно. Второй был и есть. Но о нём чуть попозже.
Первый костёл Святого Иосифа совершенно не напоминал своим обликом тот, который мы знаем сегодня. Он был построен в строгом и сдержанном стиле, имя которому классицизм. Вместе со стоящими по периметру площади домами он образовывал целый архитектурный ансамбль. Но… время шло. И с приходом нового века (двадцатого) храм перестал помещать прихожан. Костёл был теперь для Подгужа ничтожно мал, а кроме того, его внутреннее убранство пришло в упадок. Да к тому же народ считал его архитектуру чуждой для этих земель.
В 1905 году старый храм был снесён. Всё, что после него осталось — лишь колокольная башня, одиноко стоящая у скалы. Вы, кстати, можете видеть её и сейчас.
А что до костёла…
В том же 1905 году был объявлен конкурс на лучший проект более просторного и вместительного храма. Выиграла идея талантливого архитектора Яна Сас-Зубжицкого. (Хотя изначально идея эта была предназначена для Варшавы). Как говорят, всё новое — это хорошо забытое старое. В девятнадцатом и в начале двадцатого века в архитектуре царила мода на всё былое. В том числе и на готику. А конкретнее, на «надвислинский стиль». Этот термин Ян Сас-Зубжицкий придумал лично. Он считал, что многие польские постройки, стоящие на берегах вышеупомянутой реки, обладают уникальным сочетанием пропорций цвета и материала: красного кирпича, белого камня и позеленевшей от времени меди. Именно такое сочетание прослеживается и в его главном детище — Костёле Святого Иосифа.
По задумке архитектора, новый храм должен был превзойти по красоте главную святыню Кракова, с которым вечно соперничало Подгуже — Мариацкий Костёл. Удалось ли это ему? Решать вам. Как по мне, оба храма являются друг для друга достойными конкурентами. Хотя… а возможно ли тут сравнение? Не лучше ли будет просто порадоваться их наличию?
Костёл Святого Иосифа, правда, чем-то напоминает нам Мариацкий. Прежде всего своей башней и острым шпилем. Почти как у Хейналицы — северной башни краковской фары. Однако, купол Св. Иосифа всё же имеет одно существенное отличие — венчающая его тоненький шпиль корона - терновая, в то время, как на Хейналице она обычная, королевская.
В 1909 году строительство храма было завершено. Как ни странно, костёл приглянулся не всем. Многие горожане считали его безвкусным, аляповатым и дружно скучали по старой версии. Часто его называли краковской шопкой (небольшим рождественским вертепом, обильно украшенным самыми яркими деталями местной архитектуры). Но, к счастью, ценителей неоготики в Кракове было больше. Вот и вся история.
Сегодня величественное и будоражащее воображение несметным многообразием архитектурных деталей строение навсегда вписалось в историю и внешний облик не только Подгужа, но и самого Кракова, который присоединил к себе правобережную часть в 1915 году. Но об этом как-нибудь в другой раз.
А пока… вот вам напоследок ещё три интересных факта о главном герое сегодняшнего рассказа:
Первый: Знаете ли вы, что… во время строительства нового костёла Св. Иосифа в близлежащей скале была обнаружена пещера со следами химических экспериментов? Возможно, полтысячи лет назад здесь находилась лаборатория знаменитого Пана Твардовского — легендарного краковского алхимика, жившего в шестнадцатом веке.
Второй: орган, появившийся в костёле в 1922 году, изначально предназначался для одного из храмов далёкого города Баку, но из-за начавшейся Первой Мировой Войны осталсяя в Кракове. Здесь его и выкупили священники из Подгужа.
Третье: амвон (возвышение для чтения проповеди) этого храма является копией мариацкого. В частности, его балдахин.
Кстати, на периллах лестниц обоих амвонов можно увидеть прелюбопытнейшие детали: деревянные барельефы с животными, символизирующими семь смертных грехов.
Так что при посещении Кракова ограничиваться одной левобережной частью не стоит. Хотя бы ради Костёла Святого Иосифа.