Представляю вашему вниманию интересный карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь из коллекции Веломузея. Он изготовлен американской компанией 20-th Century Mfc. Co в начале 1900-х годов.
Принцип работы карбидного фонаря прост: в верхний резервуар заливается вода, в нижний помещается карбид; вентилем с игольчатым клапаном регулируется поступление воды в нижний резервуар. Выделяющийся в результате химической реакции горючий газ ацетилен поступает по трубке в горелку и поджигается. Пламя довольно сильное и дает голубоватый резкий свет. По своей эффективности карбидные фонари значительно превосходили масляные и керосиновые, а тем более свечные лампы, использовавшиеся ранее, но со временем они были вытеснены с рынка более простыми и не требующими сложных манипуляций электрическими фонарями.
Поскольку ацетилен - газ, как известно, взрывчатый, то порой с карбидными фонарями случались неприятные аварии, в результате которых могли быть и пострадавшие... Этот фонарь из коллекции Веломузея имеет одну интересную особенность, очень нехарактерную для подобных экспонатов - на рамке рефлектора имеется надпись-граффити! На алюминиевой детали выцарапан острым предметом следующий текст: "На и за 25 VIII 26 АНО из Корекова и (у) Манчжурии 1905 г. Мукден". Я предполагаю, что фонарь был подарен неким человеком с инициалами А.Н.О. сослуживцу, с которым они были в армии во время Русско-Японской войны 1904-05 годов и, вероятно, принимали участие в Мукденском сражении. Кореково (Коренево) - вероятно, какой-то населенный пункт, откуда был родом загадочный А.Н.О. Дата 25-26 VIII никаких ассоциаций не вызывает - возможно, это дата некоего события, памятного дарителю и одариваемому.
Этот фонарь я приметил в одном из антикварных магазинов на Арбате в 1992 году. Цену хотели неподъемную и торговаться владельцы магазина не желали. Я регулярно заезжал на велосипеде на Арбат и всякий раз заходил в этот антикварный с традиционным вопросом: "Как там потенциально мой фонарь?". Владельцы пару раз убирали его с витрины и рассказывали мне сказки о том, что фонарь забрали на комиссию и его вот-вот купят, если я не соглашусь на их цену, в надежде сделать меня более сговорчивым. Но очередь за предметом не выстраивалась и я стоял на своем контрпредложении. :-) Месяцев через семь такой клоунады фонарик мне все же продали - на моих условиях. В моей коллекции он стал одним из первых "карбидников", поэтому история и помнится спустя более, чем четверть века. ;-)
В коллекции Веломузея Андрея Мятиева сейчас насчитывается более 450 велосипедных фонарей различных конструкций, в том числе около 120 - карбидных ламп.
Здесь можно увидеть статьи, посвященные велосипедным фонарям "доэлектрической" эпохи освещения: