Найти в Дзене

Игральные кубики от создания до наших дней

Оглавление

Кто и когда изобрёл кубики? Никто не знает ответа на этот вопрос. Кажется, что многие люди и культуры открыли для себя игральные кости независимо друг от друга. Частичный список счастливых предков, играющих в кости, включает в себя египтян, майя, китайцев, индейцев, коренных американцев, турков, иранцев. Наверняка, мы кого-то забыли. Мы почти точно кого-то забыли.

Просто знайте, что игральные кости очень и очень стары. Но хоть они и называются игральными, изначально их использовали совсем не для развлечения. Бросок кости помогал находить ответы на волнующие вопросы, предсказывать судьбу. Тогда жизнь была тяжёлой, не то что сейчас. Наверное люди хотели получить от богов хорошие новости о своём будущем. Вскоре они стали использовать кости для игры. Думаем, это потому, что ответ богов им не понравился.

Конечно первые игральные кости совсем не были похожи на те кубики, что мы знаем сейчас. Сперва это были просто окрашенные камни. Первые такие игровые элементы были обнаружены любителями покопаться в земле в Турции и Иране. К этому моменту они пролежали там почти 5000 лет! В гробницах египтян найденные следы древних игральных костей датируются примерно 3000 годом до нашей эры.

Как древние «на пальцах» играли

Когда окрашенные камни изрядно надоели, в качестве игральных костей придумали использовать палочки. К тому же это не давало пропадать многим ненужным материалам — косточкам плодов, ракушкам, расколотому дереву и… фалангам пальцев. Иногда их даже старались сделать похожими на настоящие пальцы и наносили рисунок кожи и ногтей. Нам кажется, это немного жутко.

-2

Одна сторона палочек была окрашена или отличалась нанесённой резьбой. По сути они были первыми двугранными кубиками. Чем больше палочек падало окрашенной стороной вверх, тем выше был результат. Казалось бы, самый ужасный исход — если все палочки упали неизменённой стороной вверх. Но нет. Такой результат считался максимальным. 10 из 10. Ну или 1 из 1. Смотря сколько палочек у вас было.

Первые четырёхгранные «кубики» или бедные овцы

Следующим предком современного игрального кубика были… мелкие суставы парнокопытных животных. Например, овец. Нет, мы не ошиблись. Хотя кто бы мог подумать, что самый древний игровой компонент произошёл от овцы? Вернее двух.

-3

Такие игральные кости назывались астрагалами — от греческого слова, обозначающего «лодыжку». Историки считают, что они появились между 1783-1552 годами до нашей эры. На их сторонах резьбой или краской ставили разное количество точек. Красиво и аккуратно, не правда ли?

Конечно овец на всех не напасёшься. Поэтому те, кто мог позволить себе это, играли четырёхгранными «кубиками» из более дорогих материалов — например, драгоценных металлов. Но именно суставы животных и подарили название игральным костям .

Сперва игральные «кубики» не были частью настольных игр. Ими играли во вполне самостоятельную игру под названием… «кости». Все по очереди кидали астрагалы, а победителем становился тот, кто выкинет больше всех очков. Хотите окунуться в атмосферу древности? У нас продаются кубики. Это конечно не совсем то, но мы рассчитываем на вашу фантазию.

Если без шуток, то раньше к этой игре относились очень серьёзно. И иногда она выходила далеко за рамки безобидной.

На кону мог быть урожай, который человек собирал много месяцев, наследство, трон. Даже исход битвы мог определяться простым броском костей. Люди верили, что результат игры предопределён богами, а значит на него никак нельзя повлиять.

Апгрейд кубиков и палочек или хватит кидать кости

Просто кидать кости рано или поздно надоест любому. Это понятно. Поэтому через несколько веков палочки и кости стали использовать в настольных играх. Одной из самых древних настолок был египетский «Сенет».

«Сенет» был дуэльной игрой, в которой нужно было первым довести свои фишки до конца доски. Палочки и кости кидали, чтобы определить, как далеко можно продвинуться.

Богатые люди могли позволить себе драгоценные фишки и резные доски. Бедняки расчерчивали поле прямо на полу.
«Сенет» клали даже в гробницы, чтобы умершим было во что поиграть после смерти
«Сенет» клали даже в гробницы, чтобы умершим было во что поиграть после смерти

У древних греков и римлян палочки не прижились, а вот кости они использовали с удовольствием. Но лишь какое-то время. Постепенно их вытеснили «тали» — длинные игральные кости квадратной формы с нанесёнными точками. Хотя они всё ещё были похожи на палочки, только размером стали побольше.

В скандинавских странах такими игральными костями пользовались вплоть до середины 20 века! Это вообще удобно?
Четырёхгранная кость из Египта возрастом около 4000 лет!
Четырёхгранная кость из Египта возрастом около 4000 лет!

Первые шестигранные кубики. Азартные игроки Древнего Рима

Шестигранный кубик появился в Древнем Риме и в Древней Греции. Древняя Греция существовала с конца III—II тыс. до 30 г. до нашей эры, Древний Рим — с 753 года до нашей эры по 476 год нашей эры.

Игральные кости тех времён были далеки от совершенства. Стороны кубиков имели скошенные углы, неровности, одни из сторон могли быть шире других. По всей видимости, тогда это никого не смущало.

-6

Древние римляне были очень азартными и в «кости» играли практически везде. Открывались даже специальные игровые таверны. Кто бы мог подумать, что люди уже тогда собирались на игротеках! На фресках тех времён сохранились изображения ссорящихся игроков, которых выгоняют из игрового заведения.

-7

Тогда же появились первые шулеры. Они утяжеляли стороны игральных костей металлами, подтачивали их, сверлили отверстия, меняли местами цифры.

Кубик со свинцовой вставкой в качестве утяжелителя. Совсем не заметно, что с ним что-то не так
Кубик со свинцовой вставкой в качестве утяжелителя. Совсем не заметно, что с ним что-то не так

Для честной игры римляне стали использовать туррикулу — башню для перемешивания игральных кубиков. Туррикула не позволяла костям разлетаться по столу и уж тем более падать на пол. Внутри находились три пластины, по которым кости катились вниз, приятно звеня и услаждая уши игроков. За всё время археологами было найдено всего две туррикулы. Одну из них, древнеримскую, нашли только в середине 20 века в Германии, вторую — в Египте.

Такие башни используют и сегодня. В настоящее время их называют «Дайс Тауэр» (Dice Tower) и делают всевозможных форм и размеров.

Pictos victos, hostis deleta, ludite securi — пикты усмирены, враг уничтожен, играйте спокойно
Pictos victos, hostis deleta, ludite securi — пикты усмирены, враг уничтожен, играйте спокойно

Кубики в Древнем Риме кидали все, кидали везде. Из-за перерастания невинного развлечения во вредную привычку игру в «кости» запретили. Играть разрешалось только стражникам, чтобы те не уснули во время службы. Остальным насладиться игрой в «кости» можно было только во время Сатурналия — праздника, посвящённого богу Сатурну, который покровительствует успехам в земледелии и культуре. Естественно, этому правилу мало кто следовал, и среди азартных игроков оставались все слои населения — от бедняков до императора.

После падения Римской империи в истории игральных костей наступила долгая пауза. В Тёмные века, между 400 и 1000 годами нашей эры, азартные игры переживали упадок. Во всяком случае, археологи практически не нашли игральные кости, которые можно было отнести к этому периоду. Интересно, чем занимались люди в это время?

Игральные кости в средневековой Европе и на Руси. Религия и азартные игры

С 1100 по 1450 год бум настольных игр с использованием кубиков переживает Европа. К этому времени их научились делать правильной кубической формы, но изготавливали всё так же вручную и в небольших количествах. Стали гораздо строже относиться к подделкам. Кому приходилось тяжело в Средневековой Европе, так это шулерам.

Средневековые игральные кости, найденные в Нидерландах. Сделаны из кости
Средневековые игральные кости, найденные в Нидерландах. Сделаны из кости

Времена менялись, но люди не менялись вместе с ними. Богачи Европы проигрывали в «кости» целые состояния, а бедняки — последние сбережения. Так как кости использовали не только для игры, но и для гаданий, церковь неоднократно пыталась запретить игру.

Когда азартные игры добрались до духовенства, кембриджский епископ Витольд попробовал направить азарт монахов в нужное русло. Он придумал игру, где каждая выпавшая на кубиках комбинация означала добродетель — любовь, веру или целомудрие. Победивший (о, счастливчик!) получал право наставлять других монахов. Через время католическая церковь всё же добилась запрета на игру в «кости». Что-то нам подсказывает, что монахи не очень впечатлились предложением епископа.

Фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей», 1590 год
Фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей», 1590 год

Только в 1396 году игра в «кости» вновь была разрешена, хотя религия по-прежнему оставалась против.

«Кости» были популярны и в языческой Руси. После крещения Руси (998 год) православная церковь пыталась запретить игру. Но среди простых людей она всё равно оставалась популярной.

Современные игральные кости

В наши дни производят два вида игральных кубиков: «несовершенные» и «совершенные».

«Совершенные» вытачивают вручную для какого-то конкретного казино. На них наносят монограмму заведения, уникальный серийный номер и тщательно полируют. Для таких костей используется только прозрачный пластик, чтобы игроки были уверены в предельной честности заведения и расположением к выигрышу посетителя. Перед допуском кубика на игровой стол, им совершают 100-200 бросков и при малейшей неточности отбраковывают. Прямо как в Древней Спарте.

«Несовершенные» кости производства находятся в коробках наших любимых настольных игр и с удовольствием коллекционируются настольщиками. Это кубики массового производства, не проходящие настолько строгого отбора. С острыми и закруглёнными углами, пластиковые и деревянные, с тремя, шестью и даже двадцатью гранями.

На протяжении веков кубики меняли форму, материал, становились лучше, чтобы дойти до наших дней и стать незаменимым атрибутом настольных игр.

Кто бы ты ни был, человек, придумавший игральные кости, спасибо тебе. От всего мира настольщиков.