Найти тему
PhiloЛогично!

Иверская икона Божией Матери и её иконография

Оглавление

26 октября и 25 февраля Православная Церковь чтит образ Иверской иконы Божией Матери. Этот образ традиционно особенно любим и почитаем не только на Афоне, где он был явлен, но в России.

Иверская икона, называемая также Вратарница, – одна из главных святынь Христианского Востока. Пребывающий на Афоне в Иверском монастыре образ исследователи датируют первой половиной XI века. В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золочёным окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. Первоначальное грузинское «Сказание об обретении иконы» и его греческий перевод утрачены. Сохранившиеся «Сказания» не старше XVI века, но есть сведения об иконе в житиях преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, основателей Иверского монастыря. Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813–1819 годах монаху Феофану.

Вот она, та самая икона, явленная на Афоне! Иверский монастырь, Афон, Греция, 1-я пол. XI-нач.XII вв. Оклад нач. XVI в.
Вот она, та самая икона, явленная на Афоне! Иверский монастырь, Афон, Греция, 1-я пол. XI-нач.XII вв. Оклад нач. XVI в.

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант Одигитрии, получивший в византийском искусстве название «Елеуса», то есть «Милостивая». Доска вытянутая, фигуры заполняют почти всё пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в лёгком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперёд к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Её мафория (от греч. μαφόριον (мафорион) — покрывало) – верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят) зрительно создают некое вместилище – подобие трона для Младенца Христа. Лики написаны с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами. Взгляд устремлён вперед, выражение ликов сосредоточенное. Важной деталью является изображение на лике Богоматери кровоточащей раны.

Почему у Богородицы рана на лике?

По преданию, Ивер­ская ико­на (ко­то­рая сей­час хра­нит­ся на Афоне) в IX ве­ке на­хо­ди­лась у од­ной бла­го­че­сти­вой вдо­вы, жив­шей близ го­ро­да Ни­кеи. При им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) ико­но­бор­цы, уни­что­жав­шие свя­тые ико­ны, при­шли в дом этой хри­сти­ан­ки, и один во­ин ко­пьем уда­рил по об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы. Тот­час из по­ра­жен­но­го ме­ста по­тек­ла кровь. Вдо­ва, бо­ясь уни­что­же­ния свя­ты­ни, по­обе­ща­ла им­пе­ра­тор­ским во­и­нам день­ги и про­си­ла их до утра не тро­гать ико­ну. Ко­гда они ушли, жен­щи­на вме­сте с сы­ном (впо­след­ствии афон­ским ино­ком), для со­хра­не­ния свя­той ико­ны опу­сти­ла ее в мо­ре. Ико­на, стоя на во­де, при­плы­ла к Афо­ну. Афон­ские ино­ки, несколь­ко дней ви­дя в мо­ре ог­нен­ный столп, вос­хо­дя­щий до неба, при­шли к бе­ре­гу и на­шли свя­той об­раз, сто­я­щий на во­де. По­сле мо­леб­на о да­ро­ва­нии мо­на­сты­рю явив­шей­ся свя­ты­ни бла­го­че­сти­вый инок Иверского монастыря свя­той Гавриил Грузин по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, явив­шей­ся ему во сне, по­шел по во­де, при­нял свя­тую ико­ну и по­ста­вил в хра­ме. Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день ико­на бы­ла об­ре­те­на не в хра­ме, а над во­ро­та­ми оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка Пре­свя­тая Де­ва не от­кры­ла свя­то­му Гав­ри­и­лу Свою во­лю во сне, ска­зав, что не же­ла­ет быть хра­ни­мой ино­ка­ми, а хо­чет быть их Хра­ни­тель­ни­цей. По­сле это­го об­раз был по­став­лен над мо­на­стыр­ски­ми во­ро­та­ми, где находится и по сей день. По­это­му свя­тая ико­на на­зы­ва­ет­ся Пор­та­и­тис­сою, Вра­тар­ни­цею. Описанные события отражены и в акафисте этой чудотворной иконе.

Современный список Иверской иконы Пресвятой Богородицы, написанный также на Афоне. Соборный храм святого благоверного князя Игоря Черниговского в Патриаршем подворье. Переделкино. Символично, что рядом с Иверской иконой располагается образ святителя Алексия, митрополита Московского и Всея России чудотворца. Память этого святого также празднуется 25 февраля.
Современный список Иверской иконы Пресвятой Богородицы, написанный также на Афоне. Соборный храм святого благоверного князя Игоря Черниговского в Патриаршем подворье. Переделкино. Символично, что рядом с Иверской иконой располагается образ святителя Алексия, митрополита Московского и Всея России чудотворца. Память этого святого также празднуется 25 февраля.

Источники:

http://pravoslavniy-calendar.ru/

https://azbyka.ru/