Найти тему

Техника в боевых искусствах - «друг или раб»?

На счету последователей боевых искусств немало красивых и потрясающих побед. И при этом поражений не меньше, причем часто очень нелепых, которые никак не вяжутся с подготовкой в единоборствах. Кроме того, тренирующиеся знают, что сотни выигранных боев в спортзале не избавят от холодного пота в уличной драке.

Общая суть такова, что тренировки не дают 100% гарантии победы, даже в поединках с заведомо более слабыми физически противниками. В Интернет-сети можно найти множество видеороликов, которые подтверждают сказанное.

Кроме того, реальные поединки не позволяют отдать 100%-е предпочтение какой-либо школе боевых искусств. Практически любой стиль то побеждает, то проигрывает другим школам. На первом месте стоит не столько превосходство техники, сколько личные качества бойца.

Если проанализировать реальные бои, то видно, что представители единоборств побеждают в ситуациях, когда удается захватить инициативу и навязать свои условия боя. Так, например, если боксеру удастся подобраться на дистанцию удара кулаком, а таэквондисту на расстояние длинного удара ногой, то их атаки могут иметь успех. Но при этом противник должен быть малоподвижен, несколько растерян, что делает его в определенном смысле боксерской грушей для битья. Также бойцы боевых искусств неплохо выглядят в затянутых по времени поединках, когда появляется необходимость в таких качествах как выносливость и подвижность.

Ситуация кардинальным образом меняется, когда представители единоборств встречаются с уличными драчунами, грабителями и т. п. Нападающие на улице потому и являются нападающими, что инициатива полностью в их руках. Они первыми провоцируют конфликт, первыми бьют, первыми нападают. Причем делают это, как правило, неожиданно, вопреки всем правилам и понятиям о чести. Даже Брюс Ли говорил, что самый сложный противник – это не мастер боевых искусств, а обычный уличный хулиган, от которого не знаешь чего ожидать, ведь он ничего не изучал, бьет как попало, против всех законов и канонов, зато уверен в своем превосходстве.

Итоговый вывод таков, что все дело в таких понятиях как школы и стили. Любая школа боевых искусств может многому научить, развить, но при этом ставит своего ученика в определенные рамки правил и понятий, ограничивая его возможности, не развивая его способности действовать в самых непредвиденных ситуациях. Может быть боец и сможет сориентироваться в самых сложных ситуациях, но это проявятся его личностные качества, а не система подготовки.

Возьмем, например, стойки и передвижения в каратэ и в капоэйре. Разница между ними большая. Но в реальности можно попасть в ситуацию, когда надо быстро передвигаться с обманными движениями, а в некоторых случаях понадобится жесткая стойка. И что тогда делать?

В старом советском фильме-сказке про волшебную лампу Алладина, джин сказал Алладину: «Я твой друг, но я раб лампы». «Так друг или раб?» - уточнил Алладин. В этих словах кроется большой философский смысл. Любая школа боевых искусств, любой стиль мог бы сказать своему последователю: «Я твой друг, но я раб правил». И ученикам совсем непросто разобраться, где школа является другом, а где рабом.

Чтобы понять это, надо иметь представление о том, на чем строятся школы боевых искусств, как определяется методика подготовки и способы ее применения.