Наткнувшись на этот роман совершенно случайно, я поймал себя на мысли, что именно такой книги мне не хватало где-то в глубокой молодости. Для чего? Чтобы понимать, что самые проникновенные речи чаще всего произносятся лицемерами, а «правильного капитализма» — не существует.
Чтобы знать, что у каждой великой идеи есть обратная сторона. Чтобы научиться чувствовать ту тонкую грань, отделяющую коварную интригу от бескорыстного замысла. Прочитай я ее тогда, кто знает, как воспринимал бы хваленую «Американскую мечту».
Как это было
Марк Твен начал работу над романом в 1873 году, в соавторстве со своим другом, и по совместительству редактором, Чарльзом Уорнером. Его Твен считал тогда литературным гигантом, что отразилось на романе не в лучшую сторону.
Главная особенность романа в том, что он... Честный? Марк Твен был одним из первых, кто дал альтернативный взгляд на Золотой Век Америки.
На свое произведение он возложил тяжелую ношу. Оно должно было обличить Америку. Показать изнутри. Дать понять, что царапины объективных фактов на позолоте, обнажают серый металл, так похожий на свинец.
Тот самый свинец, который мертвым грузом тянет на дно, молодых, горящих идеей, людей.
Тот самый свинец, которым испокон веков разгоняли демонстрации рабочих в «самой свободной стране мира».
Да, Марк Твен это ещё не Джон Рид будущего, он усиленно старался не думать, насколько всё плохо.
Но, извините, когда стоит лишь слегка поскрести штукатурку, а оттуда уже лезет по́гань с безнадёгой напополам — ой, прогнило что-то в датском королевстве...
Немного грустная и очень лживая история
Содержание книги Марка Твена и Чарльза Уорнера — совокупность личностей. Людей из разных социальных классов, с разным типом мышления и судьбой.
Причем судьба некоторых персонажей необъективна — сказываются политические взгляды Чарльза Уорнера, усердно старавшегося совместить сову и глобус.
Стоит ли удивляться, или даже обвинять автора в том, что он распоряжался чьей-то чужой, пусть и вымышленной, но судьбой, если и здесь, за пределами книги, порой, происходит то же самое?
Фермер Хокинс и лик безысходности
Первый герой, которого мы встречаем на страницах — фермер Хоккинс.
Это — типичный представитель фермерского сообщества того времени. Уставший, замученный беспросветной бедностью, но с огнем в глазах.
Он, понимая, что оставаться на вытоптанном дворе, среди мусора – значит похоронить себя заживо, отправляется в отчаянное путешествие. Не ради себя. Ради своих детей, для которых Хокинс приберег туз в рукаве: земли из Теннесси.
Тысячи акров, богатых углем и рудой. То, что должно сделать его потомков одними из самых состоятельных людей Штатов. Хокинс бежит за лучшей жизнью.
Но Хокинс не просто бежит за Американской мечтой.
Он — её воплощение.
Увы, фермер упирается в ту тонкую грань, которая отличает мечту от плана. Так же, как в нее упирались беженцы из Европы в 18 веке.
Так же, как упирались в штыки искатели лучшей жизни, вплоть до 20 века.
Так же, как нельзя пересечь ее сейчас.
Они видят ее, «американскую мечту». Процветание, зарплаты, счастье, Свой Бизнес. Видят, совсем рядом. Судорожно протягивают руку, пытаясь ухватиться, но ладонь лишь рассекает мираж...
А там, внизу, за этим призраком лучшей жизни — простая, но горькая истина жизни. Облом.
Сколько уж людей попалось на этот крючок? Тем и живёт Америка: заманить, подсечь и выжать досуха, после чего смело выбросить на обочину.
Ни время, ни место не могут изменить сути вещей
Сменить форму? Легко. Поменять название — в чём проблема?
Суть при этом останется той же, меняются лишь инструменты.
Хокинс – один из лучших персонажей, которых когда-либо создавал Марк Твен. Вероятно потому, что был собирательным. Хоккинс — среднестатистический американец Золотого века.
Наряду с Хокинсом, один из самых ярких персонажей произведения – Селлерс. Нельзя не заметить специфическое отношение Твена к нему. С одной стороны он презирает Селлерса, а с другой сочувствует ему.
И если Хокинс — олицетворение Американской мечты в целом, то Селлер — тот дух предпринимательства и жажды быстрой наживы, которым были пропитаны умы молодых людей, только недавно вернувшихся с войны. Но это лишь функциональная роль.
Селлерс как личность, на страницах книги – олицетворения оптимизма. Символ той самой улыбки через боль. Боль нищеты, которую несчастный спекулянт пытался заглушить ложью, словно анестезией. Насколько ему удавалось – не ясно. Как неясно и мое личное отношение к герою.
С одной с одной стороны, его путь – путь слабости. А с другой... Разве не пытался он исправить свое положение? Разве не стремился, поймать удачу?
Он — жертва американской «свободы», которая, кажется, разрешает все. Но приблизившись к ней, обнаруживаешь себя перед забором. Забором из колючей проволоки, и обязательно под напряжением.
Конечно же, выставлен он, чтобы защитить нас самих от угроз.
Ради вашей безопасности.
Тяжкие муки совы и глобуса
«Принадлежащая» Твену часть романа на этом заканчивается. За дело берется Уорнер.
Его перо дает жизнь еще одной интересной личности. Еще одному собирательному образу. Им становится Филипп Стерлинг.
Как и Селлерс, этот «классический» для того времени американец мечтает о заводах и пароходах. Но, в отличие от последнего, кристально чист. Он законопослушный гражданин. И словно в награду, за свою честность он получает то, что ищет. Залежи угля и богатство.
Несмотря на то, что на вторую романа Уорнер потратил немало сил, создать убедительных положительных персонажей ему так и не удалось. И даже не потому, что у него не было таланта.
Его «положительные» персонажи размыты по той причине, что не имели аналогов в реальной жизни, и писались с внутренних убеждений Уорнера.
Финита █ля комедия
Несмотря на то, что «Позолоченный век» – первое большое творение Марка Твена, в нем писатель смог реализовать, все что задумывалось. А именно – показать политическую и социальную сторону жизни того времени изнутри. Без приукрашивания.
Эта книга – пример того, как обществу приходится жертвовать миллионами судеб, ради «общего блага». Хотя, на самом-то деле, такого ли уж «общего»?
Твен и Уорнер, начиная свой роман, пишут, что страна ими выдумана, и не имеет ничего общего с реальностью. Грань сатиры здесь настолько тонка, что в ней улавливаются нотки сарказма. Наверняка те из вас, кто хоть немного знаком с политикой, читая произведение, могли поймать себя на мысли, что сравнивают её героев отнюдь не с 19 веком…
Знал ли Твен, что его произведение будет актуально спустя больше, чем сто лет?
Едва ли. Он верил, что рано или поздно, но «честная» частная инициатива всё переборет, и даже это было верхом радикализма тех лет.
Потребовалась ещё половина столетия чтобы понять, что что-то не так с самой системой.
Понравилось и хотите распространить — лайк+репост через панельку слева (если с компьютера), это лучшее, что можно сделать и для меня, и для ваших знакомых. По комментариям — читаю всех, на самое «зацепившее» — отвечаю.
В случае же, если вам совсем «зашло» — поддержите меня копейкой на книги. Категорически обещаю, что ни на что другое, помимо книг эти деньги не пойдут.