1990 год. Конец не только лета, но и подготовки Ирака к нападению на Кувейт. Американцы, по мнению Саддама, не стали бы встревать, чтобы не вышел очередной Вьетнам, но иракскому диктатору надо было всё-таки удостовериться в своих догадках. Для этого он и позвонил послу США в Ираке, ставшему вскоре если не козлом, то точно козой отпущения. Звали её Эйприл Глэспи.
К своим обязанностям Глэспи приступила всего за два года до того судьбоносного телефонного разговора с Хуссейном. Госдеп США назначил послом в Ирак настоящего знатока Ближнего Востока, причём первую женщину США в арабской стране в такой важной роли. Двадцать два года поднималась Глэспи вверх по служебной лестнице и стала послом благодаря её заслугам, а не щедрым денежным взносам предвыборной кампании победившего президента (в обмен на шикарную жизнь во главе какой-нибудь дипломатической миссии).
Из Глэспи действительно получился образцовый дипломат. Родилась в Канаде, но высшее образование получила в 1963 году в Калифорнии. Не теряя времени даром, поступила в магистратуру в престижной школе международных отношений при Университете имени Джонса Хопкинса. Сразу после выпускного в 1965 году со степенью магистра принялась за сложнейшие экзамены на дипломатическую службу. И опять добилась своего, вплоть до назначения её послом США в Ирак в 1988 году. Умница.
Став послом, Глэспи, похоже, продолжала исправно согласовывать все свои действия и решения с высшим начальством в Вашингтоне, то есть с госсекретарём США Бейкером. Она хорошо, видимо, осознавала свою роль простого функционера, а не какого-то там политического деятеля. Глэспи соблюдала чёткую субординацию, что прослеживалось и в самом важном разговоре всей её профессиональной деятельности.
2 августа 1990 года, когда Хуссейн разговаривал с Глэспи по телефону, его армия уже стояла в боевой готовности на границе с Кувейтом и ждала дальнейших указаний. Вот что ответила Глэспи Хуссейну 2 августа 1990 года на его вопрос о реакции США на возможные действия Ирака по пересмотру его границ с Кувейтом:
We have no opinion on your Arab-Arab conflicts, such as your dispute with Kuwait. Secretary Baker has directed me to emphasize the instruction, first given to Iraq in the 1960s, that the Kuwait issue is not associated with America.
Перевод:
У нас нет мнения по поводу Ваших конфликтов арабов с арабами. Госсекретарь Бейкер поручил мне особенно отметить указание, данное Ираку в 1960-х годах, о том, что тема Кувейта не связана с Америкой.
Есть ещё одна версия-запись того разговора, и в ней тоже отсутствует мнение США по поводу разборок между Ираком и Кувейтом. Услышав такое, Хуссейн, наверное, вприпрыжку побежал отдавать приказ о наступлении и переходе границы с Кувейтом. Ну, а дальше война, законченная американской операцией "Буря в пустыне" в самом начале 1991 года.
Почти все стрелки тогда перевели на Эйприл Глэспи, мол, это она дала Хуссейну понять, что с Кувейтом можно было делать всё что угодно. Так ведь и ей дал понять то же самое не кто-нибудь, а сам Бейкер, а этому тёртому калачу давал указания сам разведчик Буш, президент и главнокомандующий США.
В конце августа 1990 года Глэспи вернули в Вашингтон и скрывали от прессы несколько месяцев до успешного завершения военной операции против Хуссейна. Послом Глэспи больше не назначали. Привязали её к американской миссии в ООН в Нью-Йорке, а потом генеральным консулом в Южной Африке, то есть оба раза понизили человека в должности.
В 2002 году, в раннем ещё возрасте шестидесяти лет, Глэспи вышла на пенсию и просто исчезла из поля зрения, растворившись в истории. Жалко. Подставили настоящего профессионала под ответственность за то, что так и так должно было свершиться.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание поддержать канал, жмите сюда. До новых встреч!