Найти тему

Инстербург. Циркульное паровозное депо

Одно из самых необычных зданий «старого Инстербурга», в которое может войти любой желающий.

-2

Циркульное паровозное депо 1870-х годов — самый ценный инженерный памятник Черняховска. А самая большая ценность депо — купол Шведлера.

Иоганн Вольфганг Шведлер был верховным инженером Пруссии, в Инстербурге под его началом был создан уникальный свод, который прозвали «Парящая сталь».

Год возведения депо под куполом определяется косвенно, по деталям: сплошные пруты-диагонали шведлеровского купола, без натяжных колец, заставляют датировать постройку до 1875 года. О том же говорят и составные, из уголков, профили его рёбер, и подпружные фермы внешнего нефа, и филенчатые цоколи чугунных колонн. Общий пролёт зала, превышающий 25 м, заставляет сдвинуть проект на не ранее 1870 года, а строительство на 1871—1873 годы.

Здание следует шнейдемюльскому прототипу, но с отклонениями. Так водокачки была постройка отдельной, без соединительного перехода, со службами в нижних этажах. К ней в ряд пристроена целая шеренга полутораэтажных домов железнодорожных служащих. Позднейшей встройкой три отсека депо были выделены в особые двухэтажные мастерские, «дом в доме». Утратились вентиляционные трубы, отмечавшие каждое паровозное стойло: вероятно, это произошло при замене кровель, лёгких толевых по деревянной обшивке.

Отказ от поворотных кругов внутри здания объясняют габариты шедших на осмотр паровозов: под купол, в круг его 16 колонн, помещались лишь 15 машин с базовым расстоянием до 11,50 м, а таких к рубежу веков почти что и не оставалось. Локомотивы системы многих единиц не помещались даже в открытый двор радиального депо! До конца 1950х годов депо служило ремонту и промывке паровых кранов; с 1960х под куполом разместились автопредприятие и школа ДОСААФ . Проект InsterGod

-3

Да, там была и автошкола, и стоянка. Когда мы заходили туда летом 2011 года (черт, уже 10 лет прошло) там, кмк был автосервис.

Но зайти можно легко, видимо, уже привыкли к туристам.

-4

Жаль только, что до этого архитектурного чуда никому нет дела :( Все комнатушки и конторки прячутся в радиусе депо, а крыша постепенно разрушается. Но! что самое прекрасное — гуль говорит нам, что сейчас там размещается автоцентр «Купол Шведлера». То есть они как бы в курсе.

-5

В Германии или там, где она раньше была, таких циркульных депо было шесть: два в Берлине, один в Инстербурге (теперь СССР Россия) и три в Польше — Пила (Шнайдемюль), Быдгощ (Бромберг), Тчев (Диршау).

-6

Вид на купол с ж/д моста. В здании в центре кадра много лет проработал свёкр, это уже цеха станции «Черняховск»

-7

По мосту можно пересечь железную дорогу. А можно и не пересечь. Как-то рандомно вход на него бывает закрыт. Видимо, граница то на замке, то ниочень.

-8
-9

Потому что с моста видна вся станция :)

-10

Про вокзал я уже рассказывала, несколько лет назад.

-11

Водонапорная станция рядом с депо, тоже конечно же немецкая

-12

Вообще, район рядом со станцией (немецкие дома) сохранился очень неплохо. Тут же, на Железнодорожной улице, тянется целый ряд прекрасных кирпичных домов.

-13

Каждый раз я снимаю эти проступившие через слои краски немецкие буквы

-14

Вы думаете, это магазин или представительство всемирно известной европейской фирмы?

-15

А вот фигу! У российских собственная гордость.

-16

На самом деле немножко смешно. Интересно, что это за старая вывеска? Удалось нагуглить, что Bade Anstalten — фирма, уже 100 с лишним лет производящая средства для красоты и здоровья. И есть купальни с таким же названием — в Дании! Так что действительно, скорее всего было представительство.

А еще тут есть явно заложенные гаражные или конные (?) въезды и вообще много прекрасного.

-17

По Черняховску можно бродить бесконечно! И это хорошо.