(Плач Иеремии 3:40-66)
Вам никогда не приходила в голову мысль, что Бог не слышит вас? А Бог не представлялся таким далеким, что, казалось, вы не сможете привлечь к себе Его внимание? Не ощущали ли вы себя порой одиноким деревом на вершине открытой всем ветрам горы, на которое то и дело обрушиваются бури, дождь, снег и лед. Временами трудности так пригибают вас к земле, что вы чувствуете, что вот-вот сломаетесь. И вы гадаете, сколько еще можете продержаться, прежде чем стихия вырвет вас с корнем.
Почему Бог ничего не делает? Разве Он не видит, что вы страдаете? Да, наверное, Ему все равно, что вами происходит! Иеремия, должно быть, думал о том же, когда смотрел на страдания Иудеи и страдал сам. Иногда он говорит от лица народа, а иногда от себя лично. Эти скорбные слова выражают не просто боль одинокого страдальца. Его личные душевные терзания отражают страдания всего народа. Пророк знал, что Иудея не заслуживает особого расположения, но он знал также и то, что Бог милостив и добр.
В этом разделе книги Иеремия размышляет о том, что нужно делать народу, чтобы обрести Божью милость. Иезекииль говорил:
«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?.. говорит Господь Бог; но обратитесь - и живите» (Иез. 18:31, 32).
Что мы делаем, когда хотим привлечь к себе внимание Бога? Если вы ушли далеко от дома и стали жить не угодной Богу жизнью, то Иеремия говорит вам, что делать в таком случае.
ПОКАЙТЕСЬ
Покаяние - это изменение сердца, которое ведет к изменению жизненной позиции и поведения. Истинное покаяние - это поворот на 180°. Чтобы объяснить этот процесс, Иеремия выделяет в нем три этапа. “Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах” (3:40, 41).
Первый этап - “испытаем и исследуем пути свои” (ст. 40). Покаяние происходит только тогда, когда мы осознаем необходимость в изменении. Признать необходимость изменить свои поступки и отношение к жизни всегда нелегко. Мы занимаем оборонительную позицию при малейшем предположении, что нам нужно изменить свое мышление и поведение. Так же было и с народом Иудеи. Они не только не признавали своих грехов, но даже не допускали мысли о том, что виновны. Вместо того, чтобы исследовать свои пути, они исследовали пути Божьи и обвиняли Его в несправедливости. Они испытывали Иеремию, Божьего вестника, и обвиняли его в том, что он на стороне врага. Им трудно было исследовать свои собственные сердца и свою жизнь.
Нам следует пристально присмотреться к самим себе в свете Божьего Слова. Его Слово подобно зеркалу, которое отражает истинный образ (Иак. 1:21-25). Благодаря Слову мы видим себя так, как видит нас Бог. Все мы носим в себе три образа: какими мы видим сами себя, какими нас видят другие и какими нас видит Бог. То, какими мы видим себя сами, может отличаться от того, какими видит нас Бог. Окружающие не обязательно видят нас такими, какими мы видим себя сами. Единственно правильным нашим образом является тот, который у Бога. Чтобы увидеть себя Божьими глазами, нужно тщательно изучать Его Слово.
Глагол “исследовать” указывает на необходимость изучать себя изнутри с помощью “меча духовного, который есть Слово Божие” (Еф. 6:17). Когда мы сравниваем себя с другими людьми, то получаем о себе ложное представление, потому что пользуемся несовершенными образцами. Слово Божье сравнивает нас с Иисусом, совершенным Божьим образцом. “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Фил. 2:5). Когда мы устремляем свой взор на Христа и стараемся сделать свою жизнь похожей на жизнь Его, мы “...открытым лицом, как в зеркале, взираем на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор. 3:18).
Второй шаг к покаянию - “обратимся к Господу” (ст. 40). На протяжении многих лет Бог посылал таких людей, как Исаия и Иеремия, чтобы они призывали людей обратиться к Нему. Израильтяне проигнорировали предостережения, что они идут в неверном направлении. Они отрицали, что отвергли Господа, и считали пророков безумными фанатиками! И только испытав на себе последствия своих ложных путей, они признали необходимость испытать самих себя и обратиться к Богу. Обращение к Богу - это акт покаяния.
Иногда, чтобы последовать по пути к духовному росту, требуется развернуться и возвратиться к тому месту, где мы сошли с верного курса. Сатана всегда стоит у дороги праведности, соблазняя нас свернуть к чему-то более волнующему и многообещающему. Он всегда знает, что пообещать, чтобы задеть нас за живое. Мы часто становимся на неверный путь, искренне веря, что Бог хочет, чтобы мы шли именно этим путем. Сатана надеется, что мы зайдем так далеко, что уже не сможем вернуться обратно, даже если впоследствии осознаем свои ошибки. И тем не менее, единственное решение - это вернуться к Господу. Любой ценой. Все равно это будет не дороже, чем если мы останемся на той ложной тропе.
В-третьих, покаяние требует от нас “вознести сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах” (ст. 41). Р. Харрисон предлагает свой вариант этого высказывания, который считает даже более точным: “Вознесем сердце наше, а не руки”. Предложенный им вариант указывает на то, что во время богослужений Божий народ исполнял лишь определенный ритуал - вполне возможно, молясь при этом не только Яхве, но и иным богам - но их сердца оставались безучастными. Они прилежно поднимали руки, исполняя правильные движения, и устами произносили верные слова, но сердца их не возносились к Богу. Сердца и руки этот народ, взятый Богом в Свой удел, возносил к другим богам, и им пора было вернуться к истинному поклонению истинному Богу.
Бог отдал их в руки других народов, чьим идолам они поклонялись, но те боги не смогли им помочь. И они, в конце концов, это поняли. Вознесение сердец и рук к Богу предполагает и действие, и состояние души. Своими сердцами мы верим (Рим. 10:10), а своими руками служим.
МОЛИТЕСЬ
Как Иисус учил Своих учеников молиться, дав им пример (Мф. 6:9-13), так и Иеремия призывает людей молиться и дает им пример того, как это делать:
«Мы отпали и упорствовали; Ты не пощадил; Ты покрыл Себя гневом и преследовал нас, умерщвлял, не щадил; Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша; сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов. Разинули на нас пасть свою все враги наши. Ужас и яма, опустошение и разорение - доля наша» (3:42-47).
Как можно следовать приведенному здесь образцу? Во-первых, признайтесь себе в своих прегрешениях и упорствованиях (ст. 42). Духовное обновление начинается с признания своей нечистоты перед Богом. Когда Ездра узнал, что люди, в своей непокорности, вступали в браки с другими народами, окружавшими Иудею, он пал на колени, простер руки к Богу и исповедал грехи народа, отдавая при этом должное Божьему милосердию по отношению к ним (Езд. 9:5-15). Позже Неемия произнес подобную молитву, в которой с благоговением говорил о величии Бога и каялся перед Ним за преступления народа (Неем. 1:5-11). В глубокой молитве человек признает, что Бог - это все, а человек без Бога - ничто.
Во-вторых, признайтесь себе в том, что причиной отделения вас от Бога являются ваши грехи - что Бог не простил вашего греха (ст. 42). Божий гнев преследует виновных, никого не щадя (ст. 43). Не закрыта ли ваша линия связи с небесами чем-то вроде тяжелого облака, которое отделяет вас от Бога (ст. 44)? Не смотрят ли на вас ваши ближние и бывшие друзья, как на сор (ст. 45, 46)? Когда вы объяты ужасом, а вокруг вас опустошение - и все из-за греха (с.47) - выход может быть только один: молиться так, как вы никогда не молились прежде.
ПЛАЧЬТЕ
Иеремия плакал, когда молился. Он говорил:
«Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего. Око мое изливается и не перестает, ибо нет облегчения, доколе не призрит и не увидит Господь с небес. Око мое опечаливает душу мою ради всех дщерей моего города. Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины; повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями. Воды поднялись до головы моей; я сказал: “погиб я”» (3:48-54).
Молитесь со слезами (ст. 48-50)! Не проливайте искусственных слез, предназначенных для того, чтобы получить желаемое. Богу нужны не напыщенные тирады нанятых за плату плакальщиков, а искренние слезы глубокого раскаяния за совершенный грех. Иеремия, плачущий пророк, стал для Иудеи примером для подражания. Он не переставая плакал о гибели Божьего народа. Глаза его не просыхали от слез при виде разорения Иерусалима. Это были не просто слезы печали из-за уничтожения всего, к чему народ привык, а скорбный плач по поводу нравственного растления, ставшего причиной уничтожения самого народа.
Что заставляет вас плакать? Несложившаяся жизнь? Мы плачем над мелкими проблемами, которые не должны нас волновать, и смеемся над тем, что должно вызывать у нас слезы. Нам следует плакать о наших грехах и грехах мира. Наши слезы не должны просыхать до тех пор, пока Бог не посмотрит на нас с небес, не увидит наши разбитые кающиеся сердца и не возьмется за исцеление наших израненных душ.
“Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народа” (Прит. 14:34). Когда какой-нибудь народ становится настолько надменным, что начинает думать, будто сам может выбирать себе богов и делать все, что заблагорассудится, этому народу надо ждать беды от Бога. Свобода никогда не означала вседозволенности; истинная свобода означает способность выбирать то, что правильно. Своевольные решения относительно того, что правильно, а что нет, приводят к утрате свободы, потому что человеческое суждение эгоистично и склонно к личным предубеждениям. Праведность - это поиск Божьих путей и жизнь в соответствии с ними. Наши человеческие усилия идти по жизни с Богом не совершенны, но Бог поможет и возвысит народ, ищущий Его лица.
Благочестивое раскаяние заставляет душу болеть, но эта боль - очищающая (ст. 51). Если раскаяние вызвано тем, что видят глаза, то вызванные им слезы могут обладать омывающим, очищающим действием для души. Глаза выражают и отражают страдания души. Глаза могут говорить о холодной черствости нераскаявшегося и о нежном сердце того, кто знает угрызения совести и покаяние. Нежное сердце, сокрушенное чувством вины и изнывающее под бременем греха, может быть исцелено Богом.
Угрызения совести могут отрезвить нас. У греха есть способность притушевывать реальность; он может вырвать нас из реального мира и увести в мир иллюзий. В этих стихах Иеремия описывает истинное состояние души, покрытой грехом.
В стихе 52 он сокрушается о том, что его враги охотились за ним, как за птицей, хотя у них не было никаких причин ненавидеть его. Несомненно, здесь он говорит о себе самом. Не Иеремия был причиной того, что произошло в Иудее и Иерусалиме. Он открывал им истину. Он пытался спасти их, но вместо того, чтобы принять весть, они предпочли избавиться от вестника. Он напоминает им о том, как они обращались с ним, и показывает, чем он ответил на это: он воззвал к Богу. Если бы народ одумался, признал свою неправоту и возвратился к Богу, то люди бы нашли облегчение от угрызений совести. Народ поступил с Иеремией несправедливо, а у Бога была справедливая причина разрушить Иудею.
Стихи 53 и 54, возможно, вызваны воспоминаниями пророка о пережитом в пустой яме (Иер. 38:6-13), но в этом отрывке также символически описывается глубина горя всего народа. Яма, или могила, приваленная камнем, - это образ близкой смерти Иудеи. Мы можем представить себе кладбище с надгробиями или то состояние, когда отрезающая тебя от жизни вода уже покрывает тебя с головой, и ты вот- вот захлебнешься и утонешь. Иеремия точно описывает последствия греха. В других местах Писания говорится, что последствия греха - это “смерть” (Рим. 6:23) и “разделение” между грешником и Богом (Ис. 59:2). Пророк призывает переживших разрушение искренне раскаяться за свое поведение. Он помогает им осознать их положение и то, в каких отношениях они состоят с Богом.
В Лк. 15:11-24 Иисус рассказал историю о сыне, который взял свою часть семейного наследства, ушел в далекую страну и жил там в греховных удовольствиях, пока не кончились деньги. Опомнился он лишь после того, как весь вымарался в грехе, работая свинопасом. Только тогда он понял, что натворил, и захотел вернуться домой. Готовый признать, что согрешил и потому не достоин быть сыном своему отцу, он отправился домой с намерением работать наемником на полях отца. Отец же, увидев его еще издали, побежал ему навстречу, обнял его, дал ему чистую одежду и перстень на руку. Отец объявил всем о своей радости, что его блудный сын вернулся домой. Он устроил пир в честь этого события. Этот отец олицетворяет собой Бога, который всегда готов простить и принять своих блудных сыновей и дочерей, когда они возвращаются домой.
ОТДАЙТЕСЬ НА МИЛОСТЬ БОЖЬЮ
Далее Иеремия взывает к милости Божьей:
«Я призывал имя Твое, Господи, из ямы глубокой. Ты слышал голос мой; не закрой уха Твоего от воздыхания моего, от вопля моего. Ты приближался, когда я взывал к Тебе, и говорил: “не бойся”. Ты защищал, Господи, дело души моей; искуплял жизнь мою. Ты видишь, Господи, обиду мою; рассуди дело мое. Ты видишь всю мстительность их, все замыслы их против меня; Ты слышишь, Господи, ругательство их, все замыслы их против меня, речи восстающих на меня и их ухищрения против меня всякий день. Воззри, сидят ли они, встают ли, я для них - песнь. Воздай им, Господи, по делам рук их; пошли им помрачение сердца и проклятие Твое на них; преследуй их, Господи, гневом, и истреби их из поднебесной» (3:55-66).
Как бы низко вы ни находились, Бог слышит ваши молитвы (ст. 55, 56). Это добрая весть. Иногда, прежде чем мы сможем принять добрую весть, необходимо услышать весть плохую. А она состоит в том, что грехи тянут нас в пучину отчаяния, на дно зловонной ямы. Из этой ямы доносится крик раскаяния, и Бог слышит его. Бог услышал Иону из чрева рыбы в глубинах моря (Иона 2:2). В одной из песен восхождения Израиль обращался к Богу: “Из глубины взываю к Тебе, Господи” (Пс. 129:1). Бог слышит вопли Своих детей! Он не отворачивает Свое ухо от их мольбы о помощи. Это и есть добрая весть!
Бог приблизится и успокоит вас (ст. 57). Что может быть страшнее, чем находиться в глубокой яме с тяжелой крышкой? Только одно: быть на дне ямы нравственного и духовного растления, над которой возвышается груда собственных грехов. Какой бы глубокой ни была яма греха и какой бы высокой ни была эта груда, Бог все равно может услышать и помочь нам. Божья сила и любовь проявляются в том факте, что там, где грехи возрастают, Божья благодать возрастает еще больше (Рим. 5:20). Иисус идет по грозному морю нашей бурной жизни и кричит нам: “Ободритесь, это Я, не бойтесь” (Мк. 6:50).
Зная, что вы виновны, Христос станет вашим Защитником и Искупителем (ст. 58). Представьте себе зал суда. Вы виновны и знаете это; ваш защитник тоже это знает. Все, что вы можете сделать, - это признать себя виновным и отдаться на милость правосудия - если только ваш защитник уже не заплатил штраф и не снял с вас всех обвинений. Такой Защитник есть, и Он уже сделал это:
«Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:1,2).
Благодаря тому, что Христос искупил вас для Себя, расплатившись за ваши грехи, теперь Он может быть вашим Ходатаем, вашим защитником. И вы уже не принадлежите себе, “ибо вы куплены дорогой ценою...” (1 Кор. 6:20).
Он отомстит за вас вашим врагам (ст. 59-66). Иеремия знал, почему Бог позволил Вавилону пленить Иудею. Он также знал, что однажды Бог отомстит за Свой народ. Он даже знал, сколько пройдет времени, прежде чем Бог сделает это. В Иер. 25:11, 12 он писал:
«И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю вавилонскому семьдесят лет. И будет, когда исполнится семьдесят лет, накажу царя вавилонского и тот народ, говорит Господь».
Прошло ровно семьдесят лет, и Вавилон пал под натиском Персии. Персидский царь Кир издал указ, позволявший народу Иудеи вернуться в родную землю, и они смогли, наконец, восстановить свою нацию и возобновить поклонение Богу. В Езд. 1:1 говорится, что это было сделано “во исполнение слов Господня из уст Иеремии”.
Обладая даром предвидения, Иеремия описал притеснение Иудеи врагами. Он знал, что Бог видел их планы и слышал выражаемые шепотом оскорбления и высмеивающие куплеты. Объектами этих куплетов, которые враги распевали на улицах, были Иеремия и Иудея. Иеремия знал, что Бог воздаст им по делам их, ибо Он справедлив. В последних двух стихах он призывает Бога сделать то, что, как он знал, Бог уже намерился сделать. Но он хочет, чтобы люди знали, что в свое время Бог разделается с Вавилоном.
Мы знаем - и это придает нам уверенности - что нам не нужно сводить счеты с теми, кто причинил нам зло. Человеческое желание отплатить той же монетой - обойтись с другими так, как они обошлись с нами, или даже еще хуже - только усугубляет конфликт. Но если мы передадим эту совершенную над нами несправедливость на Божий суд, Он разберется с этой ситуацией намного лучше, чем это могли бы сделать мы. Возможно, Он сделает это не тогда, когда нам хотелось бы, но наказание будет справедливым и праведным. Вот почему Павел учил римлян, цитируя из Втор. 32:35: “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение. Я воздам, говорит Господь»” (Рим. 12:19).
О ЧЕМ ЭТА КНИГА?
У нас есть способ добиться Божьего внимания: Бог слышит нас тогда, когда мы слушаем Его. Явившись Соломону после освящения храма, Бог заверил его, что его молитвы услышаны. Среди Божьих наставлений Соломону было и то, как каждый раз привлекать Божье внимание. Бог сказал: “И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их” (2 Пар. 7:14).