Как бернский музыкант положил начало европейской авангардисткой живописи.
Пауль Клее родился под Берном в 1879 году. Рубеж веков он встретил уже в Мюнхене, вдали от своей семьи и близких. Будучи 20-летним юношей со страстью к живописи и графике, он пытался найти своё место в мире искусства: сначала брал уроки в частной школе немецкого художника Генриха Книрра, потом поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где изучал живопись вместе с Василием Кандинским.
Однако в Академии они так и не познакомились. Их первая встреча состоится намного позже, а пока молодой Клее никак не мог усидеть на месте на занятиях Академии художеств и редко появлялся в классе – изобразительное искусство давалась ему нелегко. Академическим урокам художник предпочитал работу в мастерской, где ничто не могло сдержать его воображения. Клее был уверен, что, чтобы найти своё место в мире искусства и выработать индивидуальный стиль, он должен выучиться живописи сам, начав с самых основ и постепенно переходя к более сложным техникам.
Ранние работы Пауля Клее
«Я хочу быть как бы новорожденным, не знающим абсолютно ничего о Европе, не подозревающим о фактах и моде, почти примитивом. Затем мне хотелось бы сделать что-нибудь совсем небольшое, самому разработать крохотный формальный мотив — такой, чтобы мой карандаш мог справиться с ним без всякой техники»
писал Клее в своих дневниках.
В ранних работах Пауля Клее заметно влияние графического искусства – оно интересовало юношу наравне с живописью, так что он нередко предпочитал перья и гравюры кистям и краскам. Первые эксперименты с цветом Клее предпринял только в 1910-х годах.
Фактически больше 10 лет с момента неудавшегося обучения в Мюнхенской Академии художеств художник посвятил творческим поискам индивидуального художественного стиля, преподавая живопись и музыку в Берне, играя на скрипке в местном оркестре и публикуя музыкальные рецензии в одном из швейцарских журналов. Этот период жизни Клее насыщен путешествиями и знакомствами с художниками-новаторами – Василием Кандинским, Францем Марком, Генрихом Кампендонк и Робером Делоне. Все они – авангардисты из разных частей света, которые чувствовали грядущие глобальный кризис классического искусства и были готовы представить миру «новое искусство». После знакомства с ними Клее, наконец, обрёл себя и начал творить с немыслимым до этого усердием.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1910 году. В экспозицию входило 56 произведений Клее – гравюры, акварели и карандашные рисунки. Критики отнеслись к ним неоднозначно: одни писали о его творчестве одобрительно, другие винили художника в введении публики в заблуждение и излишнем позёрстве при отсутствии глубокого смысла. Несмотря на разноголосицу мнений, после 1910 года Клее стал заметной фигурой в мире европейского искусства – не столько для зрителей, сколько для художников, которые обратили внимание на оригинальность его работ и увидели в них зачатки «нового искусства».
В 1911 году Клее приняли в авангардисткое объединение «Синий всадник». Целью художественной организации провозглашалось расширение рамок изобразительного искусства и освобождение живописи от устаревших академических законов и отживших форм. Здесь Клее нашёл благотворную среду для профессиональных знакомств, а также вдохновение для экспериментов с новыми техниками и стилями. Тем не менее, на работу с цветом Клее пока не решался, предпочитая ему рисунки тушью и гравюры. Во второй экспозиции «Синего всадника» под символическим названием «Чёрное-белое» было выставлено 17 работ Клее, среди которых не было ни одной цветной.
Озарение
«Меня захватил цвет, я не буду больше отказываться от него. Я знаю, что оказался в его власти навсегда. В этом суть благословенного мгновения. Цвет и я — одно целое. Я живописец»,
писал Клее в своих дневниках в путешествии в Тунис.
Клее был единственным, кто вёл дневники по пути в Тунис в1914 году. Помимо него, туда ехали художник-экспрессионист, один из участников «Синего всадника» Август Макке и доктор Ягги из Берна. Их поездка длилась всего 17 дней, но именно они определили художественный стиль Клее на несколько десятилетий вперёд. Цветовое богатство природы и уникальный стиль арабской жизни настолько поразили воображение художника, что он снова взялся за кисти и краски, чтобы запечатлеть своё видение восточного мира. Прямо во время путешествия Клее начал проводить смелые эксперименты с цветом и абстрактными формами – позже в своих теоретических работах он не раз напишет, что живопись больше не должна быть реалистичной, чтобы отражать жизнь. По мнению Клее, в ней есть все инструменты, чтобы сделать что-то ярче, глубже и выразительнее реальности, а как этого добиться – решает только художник.
Клее не раз писал о «бессознательном» искусстве как об главном двигателе любого творчества. Он был убеждён, что великая живопись начинается с одного неосознанного движения кисти художника – случайно возникшего творческого импульса. В этой логике искусство никогда не может принадлежать своему создателю полностью, так как, порождённое бессознательным, оно существует и развивается отдельно от своего творца.
Баухаус
Подробно о своём отношении к искусству и художественной философии Клее писал в преподавательских трудах для студентов Баухауса – самой известой школы дизайна в XX веке. После Первой мировой войны его пригласили туда давать уроки живописи, и по иронии судьбы Клее начал преподавать другим то, что в своё время не выносил.
Во время занятий со студентами Клее не раз сравнивал художника с деревом, которое, напитываясь вдохновением из своих корней – окружающей жизни, должно вырастить шикарную крону – произведения искусства. В сборнике лекций художника есть строчки, которые точно отражают мировоззрение Клее на место художника в культуре:
«И еще одно: стоя, как ствол дерева, на предназначенном для него месте, художник делает лишь одно — вбирает и пропускает через себя то, что поднимается из глубины. Он не служит и не руководит — он передает. У него скромное положение. И красота его кроны — не его собственная красота, она лишь проросла сквозь него».
Клее работал в Баухаусе 10 лет, до тех пор, пока в 1931 году он не был вынужден отказаться от места профессора и переехать обратно в Берн из-за нацистских настроений и подозрений в еврейском происхождении. В 1935 году состоялась последняя крупная прижизненная выставка художника – в экспозицию были включены 273 произведения Клее, которые он собирал в течение всей жизни. Всего творческое наследие художника насчитывает около 10 тыс. работ, большая часть которых выставляется в Центре Пауля Клее в Берне.