Задача создания морского ракетного оружия и кораблей его несущих, в начале 50-х годов двадцатого века, остро встала перед военно-морским флотом СССР. Превосходство океанских флотов недавних союзников, объединившихся в альянс НАТО, с четкой антисоветской направленностью, было мягко говоря, подавляющим. Чтобы это превосходство пошатнуть, требовались противокорабельные ракетные системы, которые можно было бы применять с различных носителей. Речь изначально шла о системах которые запускались в направлении цели и дальше сами, сами, сами. То есть реализация режима - выстрелил и забыл.
Любили в СССР красивые и мирные названия для организаций создававших весьма не мирные вещи. Таковым было и конструкторское бюро "Радуга", где к середине 50-х появилась на свет, так необходимая советскому флоту ракетная система П-15, она же "Термит". Впрочем будет не совсем верным считать, что "Радуга" родила "Термита" в гордом одиночестве, ей помогали с пусковой установкой в Московском конструкторском бюро машиностроения, детонатор делали в Балашихе. Комплекс принимают на вооружение в 1960, модернизированный вариант П-15М принимают в 1972.
Комплекс представлял из себя собственно крылатую ракету на жидком топливе и стартовый контейнер, чтобы уменьшить размер последнего, ракета влезала в контейнер со сложенными крыльями, распускавшимися после выхода из него. При старте начальное "волшебное" ускорение придавалось подфюзеляжным пороховым ускорителем, запуск проводился в направлении цели обнаруженной радаром носителя. После пуска ракета маршировала на маршевом двигателе управляясь автопилотом и инерциальной системой управления, головка самонаведения могла засечь цель за 24 километра до нее, это у первого варианта, модификация могла найти цель за сорок километров. Головка самонаведения самая изюминка ракеты. В первом варианте она гордо именовалась "Кондор", но как писалось выше была подслеповата. Второй вариант именовался скромно "Снегирь-М" но был более чем в два раза глазастей. Обе головки имели два исполнения - радиолокационный и тепловой. Первый вариант ракет имел дальность в 40 километров, второй в два раза дальше. Скорость была одинаковой, в 950 км/ч. Длина ракеты в первом исполнении 6 и четыре метра, во втором 6 и шесть метра, диаметр 0,76 метра.
Боевая часть по моде тех времен могла оснащаться как обычной фугасного действия в 375 кило взрывчатки, так и ядерной. Дескать пусть противник гадает, чем в него пульнули.
"Термиты" ставили на эсминцы, сторожевые корабли, но лучше всего они вписывались на ракетные катера. Именно на ракетные катера делалась ставка при создании сил "москитного" флота ВМФ СССР.
Ракетный катер это минимум затрат при максимуме возможного результата, даже если ради него с катером придется проститься. Строить катера можно пачками, цена минимальна, а учитывая огромные водные границы СССР, решение, на первое время, было самое оптимальное. Основными носителями "Термитов" в СССР были катера проектов 183-Р, 205, 1241 и 206МР.
Звездный час "Термитов" был на Ближнем Востоке, где СССР и США, когда негласно, а когда и в открытую, поддерживали враждующие государства региона, поставляя им технику и снаряжение, часто в комплекте с инструкторами.
В дельте реки Нил, 21 октября 1967 года, египетские катера, советского проекта 183-Р, четырьмя "Термитами" утопили израильский эсминец "Эйлат", совершив первую в истории атаку самонаводящимися противокорабельными крылатыми ракетами. Затем отметились катера проекта 205, утопив израильский транспорт водоизмещением в 10 000 тонн. Дальше отличились катера проекта 205 ВМС Индии, в разразившейся Индо-Пакистанской войне. В декабре 1971, в ходе двух атак они выпустили 11 "Термитов" и все они поразили цели. Успешно были атакованы 7 надводных и четыре береговых цели. А 9 декабря индийский ракетный катер проекта 205, он же - "Оса", вошел в историю как автор самой результативной атаки ракетного катера. В одиночку, в ходе ночной атаки порта Карачи, он утопил четыре и повредил два судна, он же тремя "Термитами" уничтожил три крупных портовых резервуара нефтеперегонного завода. Эту ночь пакистанцы запомнили надолго.
Подобная успешная практика применения нового типа оружия, заставила серьезно озадачится не только пострадавшие страны, но и их покровителей. В ВМС США, хорошо понимали, чем им светит встреча с чудом советской ракетной техники, без принятия оперативных мер по противодействию ему. Но самыми первыми пришли в себя израильтяне, решившие, что катера катерами выбивают. В 1973 году, активно используя средства радиоэлектронной борьбы, дипольные отражатели, ну и малоразмерные катера, которые головки "Термитов" не могли захватить, они утопили вначале египетские, а затем сирийские ракетные катера. Практически все выпущенные "Термиты" ушли в молоко, не сумев справиться с помехами. Собственно с этого момента успешное применение "Термитов" резко снизилось. Это ярко проявилось в Ирано-Иракской войне 1980 года, после которой стало ясно, что "Термиты" себя исчерпали. Однако "Термит" оставил яркий след в истории развития морского ракетного оружия и много искусанных насмерть и не очень противников.