Автор: Толмачев Андрей Валерьевич
Продолжение. Начало:
Третьяк Владислав Александрович — ошибки и сильные решения легенды советского хоккея. Часть 1/3
Уважаемые читатели присылайте свои примеры по «Творческим коллективам».
Или, напротив, я подвергал идею безжалостной критике, и прославленные ветераны, иным из которых я годился по возрасту в сыновья, уважительно слушали вратаря-мальчишку. Согласитесь, эта деталь ярко характеризует климат в нашей команде . С самого начала тренер приучал меня творчески относиться к своей роли, он хотел, чтобы я работал в первую очередь головой, а уже потом – руками и ногами.
По вечерам на базе в Архангельском Тарасов частенько приглашал меня к себе в комнату .
– Садись, – говорил Анатолий Владимирович. – Ближе, ближе садись. Владька, не кажется ли тебе, что ты стал пропускать нижние шайбы чаще, чем следует? Давай-ка подумаем, что да как. И вот сидим, думаем. А утром на тренировке Тарасов не преминет спросить :
– Ты новые упражнения придумал? Какие – покажи.
И попробуй я только не придумать [1].
В сезоне 1969/70 Третьяк был вторым вратарем команды. В основном составе играл 31-летний голкипер Виктор Коноваленко.
С сезона 1970/71 Третьяк вытеснил Коноваленко из основного состава и стал вратарем сборной на ближайшие 10 лет. В составе национальной команды Владислав 3 раза выигрывал Олимпийские игры, 10 раз – чемпионат мира, 9 раз – чемпионат Европы.
После Суперсерии 1972 года Третьяк стал известен в Канаде и США
В 1972 году сборные СССР и Канады провели серию товарищеских матчей, позже названную Суперсерией. Советские хоккеисты впервые встречались с игроками, выступающими в НХЛ. На чемпионаты мира в составе Канады ездили любители.
В рамках подготовки к Суперсерии ЦСКА сыграл товарищеский матч против сборной хоккеистов других московских клубов. Ворота «армейцев» защищал Третьяк. ЦСКА проиграл со счетом 1:8. Канадские журналисты, присутствовавшие на матче, посчитали голкипера слабым звеном сборной СССР и раскритиковали его .
Публикации в СМИ привели к тому, что хоккеисты сборной Канады недооценили Третьяка. Вратарь канадцев Жак Плант даже хотел помочь молодому сопернику. Перед стартом первого матча серии он пришел в раздевалку сборной СССР. Плант хотел рассказать Третьяку о том, как играют лучшие канадские хоккеисты. Например, он объяснял, куда чаще бросают форварды Фил Эспозито и Иван Курнуайе. Третьяк не знал английского языка, поэтому почти ничего не понял .
Третьяк успешно провел серию. В первом матче он пропустил гол на первой минуте, но после играл надежно. Сборная СССР выиграла со счетом 7:3, а канадские журналисты признали Третьяка одним из лучших игроков матча. Третьяк провел все 8 матчей серии и дважды становился лучшим хоккеистом сборной СССР – во второй и третьей встречах.
Игра Третьяка в Суперсерии впечатлила журналистов и болельщиков. Советский вратарь стал популярным в Канаде. На его славе даже пытались заработать . В 1972 году канадский игрок-любитель Ричард Тардифф начал гастролировать по небольшим городам, выдавая себя за Третьяка . Он брал деньги за мастер-классы и автограф-сессии. Люди в канадской глубинке не знали, как выглядит советский вратарь, поэтому верили Тардиффу.
Один из самых неудачных матчей Третьяк провел на Олимпийских играх 1980 года в Лейк-Плэсиде. В решающем матче второго группового этапа сборная СССР играла против США.
« Никто в команде не был доволен решением Тихонова заменить Третьяка. Это был худший момент в карьере Владислава. Тихонов паниковал . Он не мог контролировать себя . Каждый гол для Владислава – это целая трагедия. Если он пропускал шайбу из-за своей ошибки, то затем запирал ворота на замок».
Замена Третьяка придала уверенности американцам, которые провели один из лучших матчей на турнире. Сборная СССР проиграла со счетом 3:4 и упустила золотые медали. Североамериканские журналисты назвали победу США в этом матче «чудом на льду».
Меня никогда в жизни не меняли, даже когда в три-четыре шайбы проигрывали. Все знали, что «плохие» шайбы меня не ломают. А здесь при счете 2:2 пришел в раздевалку – и Тихонов сказал, что Третьяк больше не играет и выходит Мышкин. Когда американцы увидели, что я сижу на лавке – по-моему, у них крылья выросли. Володе было тяжело так сразу войти – но где-то нам не повезло, все штанги «общипали». Не то, что Мышкин плохо играл – он просто не выручил, как и я, - Владислав Третьяк.
После Олимпиады было много предположений, о том, что американцы использовали допинг, но доказательств не было. Но что интересно, почти все первые периоды сборная США проигрывала, а второй и третий периоды были за ними. Будто у них появлялась после первого периода необыкновенная мотивация к победе.
Я после этого вообще хотел закончить в хоккей играть. Вместе с Харламовым. Мы проиграли – и сидели в олимпийской деревне, которая представляла собой тюрьму для преступников. По условия, питанию, организации это, наверное, была худшая Олимпиада, которая когда-либо проводилась. Валера говорил: «Я, наверное, больше играть не буду». – «И я тоже», - Владислав Третьяк [3].
Я суеверный (Третьяк). Игровой клюшкой не тренировался. Но только пока выигрывал. Как только проигрывал – клюшку менял. Больше ей не играл . А три хохломские клюшки лучшему хоккеисту Европы, которые мне вручали на "Призе "Известий", сгорели во время пожара на даче.
Еще приметы? Когда выходил на лед – обязательно майку целовал. Все эти ритуалы – для того, чтобы успокоиться. Так же, как и поиграть на разминке с теннисными мячами. Волнение перед игрой есть и должно быть всегда – кем бы ты ни был, чего бы ни достиг. Главное – уметь успокоиться.
Был случай: мне забили гол, смотрю на табло – сколько времени осталось. И опять пропускаю. Это повторялось несколько раз. После этого перестал смотреть на табло . Вообще. Кто-то скажет: "Дурачок Третьяк". А у меня просто импульс идет в голову: четыре раза посмотрел на табло – мне четыре шайбы забили! Последние пять лет карьеры ни разу не смотрел. Хоккеисты это знали, подъезжали, чтобы сообщить время. Билялетдинов говорил: "Владик, пять минут осталось " [4].
Гретцки, как лучшему бомбардиру вручают кольцо с большим сапфиром. 10 тысяч долларов стоит. А мне – какие-то часы. Думаю: ага, своему – кольцо за десять тысяч, хотя Канада нам 1:8 влетела, а лучшему игроку всего турнира – часики долларов за 200 . Мне начинают объяснять – твои часы тоже стоят 10 тысяч. Браслет из чистого золота. Я не поверил. Пошел по магазинам сравнивать цены – а таких, нигде нет . А меня в лицо все знают. Иду по улице – показывают на часы: «О-о!» Только перед отъездом обнаружил такие же. Вправду – 10 тысяч , - Владислав Третьяк [3].
В том матче тренеры «Монреаля» отметили игру Третьяка. В 1983 году «Канадиенс» выбрали его на драфте под общим 138-м номером и были готовы предложить хоккеисту контракт. Руководство страны отказалось выпускать Третьяка за границу. Аналогично по политическим мотивам в наших группах сборной не играли в хоккей американцы.
В начале 1984 года я твердо решил: все, хватит, доиграю сезон и ухожу. Пора . Меня уговаривали остаться, утверждали, что я еще нужен, что до конца не исчерпал своих возможностей. Но я решил твердо. Прежде мне никогда не хотелось расставаться с хоккеем, я чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы надежно стоять в воротах, с кем бы мы ни играли – с канадскими профессионалами или командой второй лиги. Однако ведь силы не беспредельны! Мастерство осталось. И реакция моя ничуть не стала менее острой. А вот нервы поизносились. По ночам я, случалось, долго не мог заснуть, шел к доктору за каким-нибудь снадобьем. Все труднее давалась настройка на матч . На льду, стоило кому-то из соперников сыграть против меня излишне жестко, я с величайшим трудом сдерживал невесть откуда поднимавшийся гнев. «Уйди от греха», – говорил обидчику, а тот смотрел с удивлением: за многие годы все привыкли к тому, что характер у меня покладистый [1].
Как только я оставил лед, мне почти сразу предложили работу в политотделе ЦСКА.
Первое время я по двенадцать часов крутился, помогая обеспечить проведение международных соревнований . Пусть это и не отвечало профилю моей «академической» подготовки политработника, но грех было жаловаться: многочисленные и разнообразные обязанности старшего инструктора по международным связям позволяли глубоко вникнуть спортивно-организационные проблемы [1].
В 1984 году Третьяк завершил карьеру. В 1989-м его первым среди европейских игроков ввели в Зал хоккейной славы в Торонто. Третьяк не находился в составе команды постоянно. Он приезжал в США на предсезонку, три домашние серии по ходу регулярного чемпионата и плей ‑ офф.
На одной из тренировок, в которых Третьяк участвовал наравне с другими вратарями, Майк Кинэн подозвал голкиперов «Чикаго» Эда Белфора и Доминика Гашека и сказал: «У меня для вас есть две новости – хорошая и плохая. Хорошая – мы приобрели великого вратаря. Плохая – вы больше играть не будете, а будет – Третьяк» .
Работу с вратарями осложняло то, что Третьяк почти не говорил по-английски. Он выходил на тренировки в амуниции и показывал голкиперам, как играть в разных ситуациях .
Владислав часто персонально занимался с канадцем после тренировок. Любимым учеником Третьяка был Эд Белфор.
В 2011 году Белфора ввели в Зал хоккейной славы. Во время своей речи канадец сказал: «Большое спасибо моей семье и Владиславу Третьяку, который помог мне стать тем, кто я есть».
Третьяк проработал в тренерском штабе «Чикаго» до 2004 года. Параллельно он был тренером вратарей в сборной России на Олимпийских играх 1998 и 2002 годов [2].
Окончание:
+ Ваши дополнительные возможности:
- 08 материалов VIKENT.RU по теме: Ошибки при создании творческих коллективов
- 41 материала VIKENT.RU по теме: Создание творческого коллектива
- 44 материала VIKENT.RU по теме: Методы решения проблем в творческом коллективе
- Плейлист VIKENT.RU: СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ, ИННОВАЦИИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ