Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

Искушения в жизни христианина

Оглавление

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.» (Мф. 4: 1-11).

Человек вступающий на узкий путь спасения должен приготовиться к искушениям от врага рода человеческого – сатаны, который желает человеку погибели и всячески пытается погубить души человеческие. Причём человек живущий обычной мирской, суетной жизнью может этого так не чувствовать, как человек ведущий благочестивую жизнь и желающий спасения души и следующий за Христом. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.» (2-е Тим. 3: 12). Если уж сатана Господа Иисуса Христа искушал в пустыне, то не тем ли более Его последователей. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего.» (Мф. 10: 24). Если Меня гнали, будут гнать и вас. (Ин. 15: 20). В мире правит дух антихристианский, о котором Господь сказал: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.» (Ин. 14: 30). Сатана отпал от Бога из-за гордости, из-за которой появились и другие пороки, и грехи, увлёк с собой третью часть ангелов. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.» (Откр. 12: 7-9). И вовлёк в грех наших прародителей Адама и Еву, после чего в людях появились пороки. Люди, живущие плотскими страстями, не чувствуют на себе гонений от врага, так как тем самым служат ему. «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.» (1-е Ин. 5: 19). «Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи.» (Ин. 8: 44). А воюет сатана именно с теми, кто соблюдает заповеди Божии и ведёт благочестивую жизнь. «И рассвирепел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.» (Откр. 12: 17). Дьявол и бесы ненавидят род человеческий, потому что люди могут покаяться и спастись через веру в Господа Иисуса Христа, а они не могут и потому они завидуют людям, которые могут занять их место на небе и хотят погубить с собой как можно больше людей. «Дьявол, который их обманул, был брошен в озеро, наполненное горящей серой, туда, где уже были зверь и лжепророк. Там они будут мучиться день и ночь, во веки веков.» (Откр. 20: 10). Покаяния для них уже нет, так как они утвердились во зле и не хотят каяться. «Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла». (Псалом 9: 27). Поэтому Господь говорит своим последователям: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.» (Ин. 16: 33).

Все искушения врага случаются по попущению Божию и только настолько, насколько позволит ему Господь. Хорошо это описано в книге Иова. «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. (Иов 1: 6-12). Как видно из этих строк, сатана наговаривает Богу на человека, с целью погубить его душу, а Господь позволяет ему искушать человека, в определённых пределах, которые ему будут полезны, не более того. Господь же попускает быть искушению, если видит, что из этого выйдет что-то полезное для души человека. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.» (1-е Кор. 10: 13). И, если человек переносит искушение с терпением и благодарением Богу, как Иов: «и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов: 1: 21), то это искушение оборачивается для человека благом и способствует преуспеянию: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов: 42: 12). «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.» (1-е Петра 4: 12). Искушения способствуют смирению человеку. Господь, попуская врагу искушать нас, смиряет нас, помогает душе избавиться от гордости, поэтому это приносит пользу душе. «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.» (2-е Кор. 12: 7). Таким образом, наказание Божие направлено на гордыню человеческую, а не на человека. «Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришёл день твой, время посещения твоего.» (Иер. 50: 31).

Святой Иов Многострадальный
Святой Иов Многострадальный

Все желающие благочестиво жить это воины Христовы: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.» (Еф. 6: 11-12). По сути искушениям Господа Иисуса Христа в пустыне подвергаются и остальные христиане: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.» (Мф. 4: 3). Дьявол пытается человека обольстить чрезмерным угождением плоти, тогда как человек существо не только плотское, но и духовное. «Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4: 3). «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.» (Рим. 13: 13-14). Второе искушение «Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». (Мф. 4: 5-6). Это как-раз-таки уклонение направо, когда человек берёт чрезмерные подвиги для себя или действует неразумно, поступая необдуманно. Господь говорит нам: «итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф. 10: 16). Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «этот человек начал строить и не мог окончить?» Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силён ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лк. 14: 28-31). Как видно враг рода христианского знает Писание и может христианину представлять слова из Писания, по-видимому благочестивые, но как известно: «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света». (2-е Кор. 11: 14). Враг сражается с человеком Словом из Писания, как мечём, для того, чтобы погубить его. Человек же не достигший определённого преуспеяния не может противостоять врагу Словом, как Господь. Поэтому лучше ему молиться Богу, чтобы Господь вразумил его, наставил на путь истинный. А Господь посылает Слово для утешения человека и наставления. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых.» (Еф. 6: 13-18).

Ещё одно искушение. «Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». По сути здесь предлагается материальное благополучие за поклонение сатане, а не Истинному Богу. Как много сейчас лжеучений, которые обещают материальное благополучие людям, следующим этим учениям. А это есть идолопоклонство. Также и в малом проявляется это, когда человек ради материальных ценностей соглашается на какой-либо грех, что отделяет Его от Бога. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Лк. 16: 10-13). Вот ещё пример трёх иудейских отроков, которые не захотели поклоняться «золотому тельцу». «И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силён спасти нас от печи, раскаленной огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.» (Дан. 3: 16-18). Также и деньги сейчас стали своеобразным «идолом».

-3

Козней вражеских очень много, и они разнообразны. Везде расставлены сети, поэтому нужно всегда молиться, «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.» (2-е Кор. 2: 11). Главная цель бесов всячески человека сбить с пути истинного, разлучить с Богом. Поэтому сатана всегда клевещет Богу на человека, а человеку на Бога. Он представляет Бога одним людям слишком злым, карателем, чтобы человек, находящийся в грехах боялся и обратиться к Богу. Другим говорит, что Бог не отправит в ад никого, как бы человек не грешил. Иных пугают, что Бог их оставит из-за их грехов, хотя Бог не оставляет никого. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим. 8: 38-39). Также ещё говорят, ты ещё молодой поживи, потом покаешься, хотя Господь говорит в Евангелии: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт.» (Мф. 24: 42). Пока есть время, и это время сейчас. «Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.» (2-е Кор. 6: 2). Людей благочестивых пытаются ввести в прелесть, чтобы они подумали, что уже достигли совершенства, хотя Апостол Павел говорит: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.» (Флп. 3: 12-14). Поэтому надо молиться, взывать к Богу о помощи, так как Он наш Заступник, посещать храм Божий. «Господь – свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу. (Псалом 26: 1-5).

Без попущения Божия демон не может ничего сделать человеку. Господь всё делает к нашему благу и таким образом учит нас распознавать козни вражии и бороться с врагом и грехом, и тем самым учит нас постоянно прибегать к Его помощи и уповать на Него, учит смирению. Молитва – это наше оружие против врага и особенно против нападений и козней вражьих хорошо читать Псалтирь.Бог! – Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. (Псалом 17: 31-35). И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим. 5: 3-5). В этом есть крест христианский, который нужно нести, следуя за Христом и уповая на Его Милость в ожидании спасения и воскресения. «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня. Ты возвышал меня и утешал меня. И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святой Израилев! Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла. (Псалом 20: 24).

Имея такие обетования от Бога, как вечная жизнь будем противостоять греху и дьяволу, а Господь нас учит этому говоря: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Быт. 4: 7). Но даже, если и не получается всегда побеждать, то сами поражения приносят пользу для души человеческой, так как способствуют осознанию нашей немощи, заставляют нас прибегать к Богу за помощью, способствуют укреплению в вере, уповании на Бога, смирению, которое приводит нас в Царствие Небесное через веру в Господа Иисуса Христа. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам.» (Лк. 10: 19).

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.» (Откр. 3: 20-22).

А Вы как думаете?

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!