Самым оригинальным архитектурным экспериментом, предпринятым в Риме в первые десятилетия прошлого века, является создание района Коппеде, расположенного в районе Триест, в северной части города.
Квартал назван по имени итальянского архитектора и скульптора Джино Коппеде ( Gino Coppedè), который руководил строительством. Родившись во Флоренции в 1866 году в семье резчика по дереву, он приехал в Рим в 1913 году.
В 1915 году в компании Società Anonima Edilizia Moderna семьи Cerruti было принято решение построить в Риме жилой район, рядом с площадью Буэнос-Айрес.
Компания обратилась к Джино Коппеде, который с энтузиазмом принялся за работу, воплотив в проекте района идеи прошлого (средневековые башни, маньеристические окна, гербы в стиле барокко), идеально сочетающиеся с элементами модерна.
В результате получился уникальный квартал, состоящий из 26 многоквартирных домов и 17 особняков, расположенных вокруг площади Минчо (Piazza Mincio). Здания, обрамленные лоджиями и балконами, различны по размерам и формам и отличаются самыми фантастическими украшениями и пышным декором. Архитектор использовал стилизованные лилии, розы, колокольчики, переплетающиеся ветви, корзины с фруктами, гирлянды, причудливых животных, а также элементы восточных мотивов и мифов Древней Греции.
Башенки, мозаика, фрески – фантазия Джино не имеет границ.
Главный вход в квартал Коппеде находится на углу улиц Виа Тальяменто и Виа Арно и представляет собой большую арку, соединяющую два здания треугольной формы.
Под сводом подвешена огромная люстра из кованого железа в форме колеса.
Большая центральная арка украшена росписями с изображением крылатой богини Победы и мозаиками с изображением орлов. Внутри арки на одной из колонн сделана надпись « Gino Coppedè».
В оформлении арки скульптор использовал изображения пчел, которые считались в Древнем Риме символом удачи.
Правую сторону арки украшает статуя Мадонны, которая как бы протягивает младенца Иисуса входящим.
Треугольные здания построены в 1921 году под названием Дворцы Послов (Palazzi degli Ambasciatori) . Богато декорированные здания имеют подземный этаж и, в общей сложности, пять входов. Нижние части фасадов облицованы травертином. На каждом этаже окна имеют свою особую форму.
Под аркой начинается Виа Дора ( Via Dora ), пройдя по которой путешественники достигают площади Пьяцца Минчо ( Piazza Mincio ) - центральным элементом всего квартала.
Площадь украшает фонтан Лягушек (fontana delle Rane) , построенный в 1924 году в стиле барокко по проекту Джино Коппеде.
В основании фонтана четыре пары мифических фигур (изо рта которых выходит вода) поддерживают раковины с лягушками. В центре композиции установлена чаша, на краю которой сидят восемь маленьких лягушек, которые извергают внутрь чаши струи воды.
Считается, что в фонтане Лягушек искупались участники группы «Битлз» после своего выступления в находящемся неподалеку клубе Piper Club .
От площади Минчо отходят улицы, застроенные фантастическими зданиями. Наиболее известными являются:
Сказочный комплекс дом Фей (Villini delle Fate), состоящий из трех зданий в стиле модерн, фасады которых выходят на улицы Виа Атерно, Пьяцца Минчо и Виа Брента . Одно из зданий создано в виде флорентийского дома времен Петрарки, другое символизирует Рим и украшено изображениями волчицы, Ромула и Рема.
Изображение крылатого льва на третьем здании указывает на Венецию.
В создании этого проекта фантазия Коппеде проявилась наиболее буйно: арки, балкончики, башенки, фрески и даже солнечные часы. Здания декорированы мрамором, травертином, терракотой, стеклом.
В саду вокруг виллы высажены различные растения, включая пальмы.
Дворец Паука (Palazzo del Ragno) - здание с великолепным порталом, над резной дверью которого размещен витраж в виде огромного паука, плетущего золотую паутину, символ работы.
Жилые квартиры, разработанные Коппеде, ориентированы на идею разделения жилого пространства. Новаторский для того времени подход - это разделение гостиной и спальной зон. Жилье было построено с учетом запросов среднего класса. Ванные комнаты и кухни спроектированы с точки зрения функциональности, роскоши и комфорта. На кухне раковина и столешница выполнены из мрамора, а бойлер - из меди. Ванные украшены красивой мозаикой, а жилая зона - фресками на потолках и деревянным паркетом. Мебель была выполнена по проектам Коппеде.
В подземных этажах находятся гаражи. В зданиях были установлены домофоны и лифты.
Гениальный архитектор не имел предшественников. Он не имеет последователей. Джино Коппеде похож только на себя. Он умер в 1927 году. Несколько зданий квартала достраивал его зять Паоло Эмилио Андре.
Благодаря своей необычной красоте квартал Джино «снимается» в картинах многих режиссеров. Итальянский режиссер Дарио Ардженто использовал его в съемках фильмов «Птица с хрустальным оперением» и «Инферно». Режиссер Франческо Барилли снимал этот район в фильме «Аромат дамы в черном».
Квартал Джино совсем небольшой – около 31 000 квадратных метров. Но как бы долго и внимательно мы не рассматривали детали, невозможно исследовать все элементы, которыми усыпаны здания.
Эклектичное, но, в то же время, гармоничное сочетание резьбы, скульптуры, фресок, лепнины, кованых изделий оставляет самые яркие впечатления, да и просто завораживает.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если узнали что-то новое или необычное, а, может быть, захотели побывать в этом сказочном уголке.