ЭСМИНЦЫ
К началу Первой мировой войны эскадренные миноносцы (сокращенно - эсминцы) во всех флотах мира стали основным типом быстроходных торпедных кораблей, способных выполнять самые разнообразные функции. Этот крайне необходимый для ведения морской войны класс кораблей в турецком флоте представляли всего 8 единиц. Причем половина этих эсминцев были устаревшими угольными, обладавшими относительно невысокой скоростью и довольно слабым вооружением; к новейшему типу относились всего 4 османских эсминца. Только они соответствовали тем задачам, которые предстояло выполнять легким силам флота. В ходе войны ВМС Турции потеряли 3 эсминца (1 устаревший и 2 новых).
Эсминцы типа «Самсун»
4 единицы: «Самсун», «Ярхисар», «Ташоз», «Басра»
Эти корабли, вошедшие в строй в 1907, строились по заказу Турции во Франции; они были однотипны с французскими эсминцами серии «Дюрандаль». К началу Первой мировой войны устарели, и из-за плохого ухода за механизмами боевой ценности практически не представляли (в 1915 году могли развивать скорость не более 17 узлов). «Ярхисар» 3 декабря 1915 был потоплен в Мраморном море английской подлодкой Е-11. Остальные эсминцы этого типа списаны в 1932-м (но сданы на слом лишь в 1949 году).
Эсминцы типа S -165
4 единицы: «Муавенет-и-Миллие», «Ядигар-и-Миллет», «Нумуне-Хамийет», «Гайрет-и-Ватание»
Это - бывшие немецкие эсминцы S -165 — S -168, заказанные для германского флота. Но еще до их официального ввода в строй эсминцы в марте 1910 года были перекуплены Турцией. К началу Первой мировой войны эти корабли являлись единственными современными эсминцами Османской империи. В ходе войны их вооружение было усилено: 75-мм пушки заменили на 88-мм.
«Гайрет-и-Ватание» 27 августа 1916 потерпел крушение в районе Варны, был оставлен экипажем и взорван. «Ядигар-и-Миллет» 24 октября 1917 был потоплен британской авиацией, затем поднят, но так и не восстановлен. Остальные два эсминца после списания в октябре 1918 года использовались в качестве блокшивов и были проданы на слом только в 1953 году.
МИНОНОСЦЫ
В составе турецкого флота к началу Первой мировой войны числились 10 миноносцев. Вообще-то Турция на рубеже 19-20 веков закупила в разных странах 17 миноносцев, но пять из них погибли в боях Балканских войн 1911-1912 гг., один – затонул во время шторма еще в 1908 году, а один «за ветхостью» был исключен из состава флота в 1909. Все находившиеся в строю флотов всего мира миноносцы для 1-й мировой войны являлись устаревшими, и уже не представляли особой боевой ценности. Из-за своих малых размеров миноносцы обладали недостаточной мореходностью и малой автономностью. Вооруженные всего одним-двумя торпедными аппаратами и парой мелкокалиберных пушек, они в новых условиях уже не были способны к эффективной борьбе с современным броненосным флотом. К тому же и так невысокая боеспособность миноносцев флота Османской империи еще больше снижалась изношенностью техники - как от длительной эксплуатации, так и совершенно отвратительного обслуживания корабельных механизмов малограмотными турецкими моряками. Поэтому миноносцы имели недопустимо низкие для своего класса скорости, и относительно редко использовались османами для участия в боевых действиях. А потому в схватках 1-й мировой было потеряно всего 3 миноносца.
Самым старым миноносцем Турции был «Берк-Эфшан», построенный немцами в 1886 году. Миноносец «Юнус» постройки 1901 г имел итальянское происхождение. Еще четыре однотипных итальянца - «Драч», «Кютахия», «Мусул», «Акхисар» - строились в 1904-1906 гг., из них «Кютахия» погибла 14 сентября 1916 в Черном море в результате подрыва на русской мине. Самыми «новыми» в турецком флоте были бывшие французские однотипные миноносцы «Демирхисар», «Султанхисар», «Шиврихисар» и «Хамидабад», построенные в 1906-1907 гг. «Демирхисар» (в старой русской литературе его обычно именуют «Тимур-Хиссар») при попытке действий в Эгейском море был перехвачен 16 апреля 1915 г британскими эсминцами и, спасаясь от уничтожения, выбросился на камни острова Хиос. «Хамидабад» 30 октября 1917 был потоплен совместной атакой русских гидросамолетов и эсминцев «Быстрый» и «Пылкий».
КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ – ТОРПЕДНЫЕ И ОБЫЧНЫЕ
Канонерские лодки - класс небольших боевых кораблей с довольно мощным артиллерийским вооружением. Корабли этого типа предназначались для обороны гаваней, действий в прибрежных морских районах, шхерах, на реках и озерах. В отличие от российского Черноморского флота, нацеленного в основном на действия в открытом море, и потому имевшего для прибрежной обороны всего 4 канонерки, турецкий флот для защиты проливов Босфор и Дарданеллы обзавелся почти тремя десятками канонерских лодок. Правда, из них 7 канонерок были потоплены в ходе итало-турецкой войны 1911-1912 гг.
Лучшими канонерками Турции считались те, что проходили в списках флота, как быстроходные торпедные канонерские лодки. По своим боевым качествам они очень походили на класс, называвшийся в России «минными крейсерами». Однако из трех имевшихся в турецком флоте торпедных канонерок лишь две (типа «Пейк-и-Шевкет») сохраняли нужную боеспособность. Механизмы третьей, более старой торпедной канонерки «Пеленги-Дерья» были сильно изношены, и она редко действовала против врага (тем не менее, 23 мая 1915 «Пеленги-Дерья» была потоплена английской подлодкой Е-11 недалеко от Стамбула). Остальные турецкие канонерки представляли собой сборище разнотипных кораблей постройки разных стран, более или менее пригодных для выполнения задач по охране побережья. Всего в боях 1-й мировой войны Турция потеряла 9 своих канонерских лодок.
Торпедные канонерские лодки типа «Пейк-и-Шевкет»
2 единицы - «Пейк-и-Шевкет», «Берк-и-Сатвет»
Эти быстроходные торпедные канонерские лодки были построены в Германии, и вошли в состав турецкого флота в 1907 г. Изначально удачные корабли, из-за сильного износа механизмов и неудовлетворительного обслуживания турками эти канлодки к началу Первой мировой войны в значительной степени снизили свою боевую эффективность. В частности, в 1915 году «Пейк-и-Шевкет» мог развивать лишь 18-узловый ход.
«Берк-и-Сатвет» 2 января 1915 подорвался на русской мине и получил серьезные повреждения, которые надолго вывели его из строя. «Пейк-и-Шевкет» 6 августа 1915 был торпедирован английской подлодкой Е-11, но все же смог полузатопленным добраться до своей базы. Оба корабля находились в ремонте до 1917 года. С 1938 года стали учебными судами; сданы на слом в 1953 — 1955 годах.
Остальные канонерские лодки Турции
Канонерка «Бейрут» (постройки 1899 г) - потоплена 1 ноября 1914 английскими кораблями в районе Измира. «Доган» (1911) - затоплена на реке Евфрат 26 февраля 1917 после боя с английской канонеркой «Мэнтис». «Селманпак» (трофейный британский корабль, захваченный в 1915 г.) – 26 февраля 1917 вновь захвачен в плен английской канонеркой «Тарантула». «Нур-уль-Бахир» (1898) - п отоплена 1 мая 1915 в Мраморном море английской подлодкой Е-14. «Йозгат» (1905) – 10 декабря 1915 у острова Кефкен потоплена артиллерией русских эсминцев «Дерзкий», «Гневный» и «Беспокойный». «Мармарис» (1908) - затоплена 2 июня 1915 на реке Тигр после боя с английским шлюпом «Один». Так же погибли три однотипные канонерки французской постройки 1904-1908 гг.: «Невшехир» - 30 января 1915 в районе Босфора на турецкой мине; «Ташкопрю» - 10 декабря 1915 расстреляна артиллерией русских эсминцев у о. Кефкен; а «Малатья» 17 сентября 1916 подорвалась на русской мине.
До конца войны оставались в строю 3 однотипные канонерки «Сейяр», «Насрю-Хюда» и «Барика-и-Зафер», вошедшие в строй в 1904 - 1908 годах; 2 однотипные «Зухаф» и «Килид-Бахир», постройки 1892-1896 гг.; 3 однотипные «Иса Рейс», «Дурак Рейс» и «Хизир Рейс» (1911-1912); 4 однотипные «Айдин Рейс», «Превезе», «Сакиэ» и «Бюрак Рейс» (1911-1912).
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «Мюстечип Онбаши»
Это - бывшая французская подлодка «Тюркуаз» (типа «Эмерод»), построенная в 1908 году и захваченная турками после посадки на мель 30 октября 1915 в районе Дарданелл. Она в ноябре 1915 была формально введена в строй турецкого флота под названием «Мюстечип Онбаши», но фактически находилась в небоеспособном состоянии, и потому в дальнейшем использовалась только в качестве зарядной станции для немецких подлодок. Вооружения не имела. В 1919 возвращена Франции, но осталась в Стамбуле, и в 1921 году была разобрана на металл.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА
Для обеспечения действий боевых кораблей флот Османской империи имел ряд вспомогательных судов. Наиболее важными среди них являлись минные заградители. Турция имела один минный заградитель специальной постройки («Нушрет», построенный в Германии) и 7 заградителей, переоборудованных в годы войны из буксиров и каботажных пароходов. Причем небольшой тихоходный заградитель «Нушрет», вооруженный всего тремя мелкокалиберными пушчонками, нанес флотам Антанты бОльший ущерб, чем все остальные боевые корабли Турции, вместе взятые. На выставленных им в Дарданеллах минах 18 марта 1915 года погибли сразу три (!) линкора – британские «Иррезистибл» и «Оушен», и французский «Бувэ».
Так же турецкий флот располагал 19 сторожевыми катерами английской постройки, и 50-ю мобилизованными пароходами, выполнявшими роль транспортов, патрульных и сторожевых судов, и т.п. Основу же транспортного судоходства Турции составляло огромное количество больших, средних и малых парусных судов, исчислявшихся сотнями, и сотнями же топившихся кораблями Антанты…
1МВ: армия Османской империи в войне
1МВ: флот Османской империи. Тяжелые корабли
1МВ: оружие армии Османской империи
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.