182,2K подписчиков

"Тройка": мальчик, у которого была мама

23K прочитали

На моей памяти это одна из самых тяжелых картин. Знаете, есть такие, что оставляют неприятное, какое-то тягостное впечатление? Хочется скорее отойти и забыть...Нет, не потому, что художник так плох. И не потому, что смущает сюжет...Потому, что картина имеет свою особую атмосферу. Атмосферу мрачную, гнетущую. Есть и у "Тройки" свой мистический секрет.

Как часто люди верили, что художник, перенося черты модели на полотно, крадет и жизнь, и душу модели...Подчас такие суеверия имели под собой основание.

Художник Василий Перов создал "Тройку" в 1866 году. На ней - крестьянские дети, которых отослали в город на обучение к мастеровым: сапожникам, портным, скорнякам...Дети, обучаясь основам ремесла, жили при семьях хозяев, исполняя любые поручения. Тяжелая, не по годам, работа ложилась на их плечи. Вот и здесь: худо одетые ребята тащат сани с бочкой, полной воды. Вода выплескивается, замерзает. Пронизывающий ветер бьет в лицо...

Тройка (ученики-мастеровые везут воду). худ. Василий Перов. 1866 г. Из собрания Третьяковской галереи.
Тройка (ученики-мастеровые везут воду). худ. Василий Перов. 1866 г. Из собрания Третьяковской галереи.

Долго не мог художник найти для своей картины центрального персонажа - мальчишку. И вот, однажды, он встретил богомольцев из Рязанской губернии, шедших на поклон в Троице-Сергиеву лавру: старушку-вдову, потерявшую детей, и ее единственного выжившего сына, Васеньку. Перов долго уговаривал женщин дать ему возможность написать ребенка. Она отговаривалась:

"ссылаясь на то, что им некогда, что это великий грех, да, кроме того, она еще слыхала, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают"*.

Уговоры и солидная плата возымели свое действие - художник написал двенадцатилетнего Васю. Картину он закончил, и отдал в Третьяковскую галерею.

Спустя 4 года, старушка вновь появилась на его пороге:

"Она стояла, опираясь на длинную палочку, веревка от котомки, закинутой на спину, стянула воротник ее полушубка и оголила исхудалую, морщинистую шею; ее неестественной величины лапти были покрыты грязью; все это ветхое, не раз чиненное платье имело какой-то печальный вид, и что-то пришибленное, страдальческое проглядывало во всей ее фигуре. Я спросил, что ей нужно. Она долго беззвучно шевелила губами, бесцельно суетилась и, наконец, вытащив из кузова яйца, завязанные в платочек, подала их мне, прося убедительно принять подарок и не отказать ей в ее великой просьбе. Тут она сказала мне, что знает меня давно, что года три назад она была у меня и я списывал ее сына, и, насколько умела, даже объяснила, какую я писал картину. Я вспомнил старушку, хотя и трудно было узнать ее: так она постарела в это время! Я спросил ее, что привело ее ко мне? И только я успел произнести этот вопрос, как мгновенно все лицо старушки как будто всколыхнулось. Она начала какую-то фразу, долго и неразборчиво произносила одно и то же слово и, видимо, не имела сил досказать этого слова до конца. «Батюшка, сынок-то мой», – начала она чуть ли не в десятый раз, а слезы текли обильно и не давали ей говорить. Наконец, наплакавшись и немного успокоившись, она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, прошлый год заболел оспою и умер. Она не винила меня в его смерти, – нет, на то воля божия, но мне казалось самому, как будто в ее горе отчасти и я виновник. Я заметил, что она также думала, хотя и не говорила. И вот, похоронивши свое дорогое дитя, распродавши весь свой скарб и проработавши зиму, она скопила деньжонок и пришла ко мне с тем, чтобы купить картину, где был списан ее сынок. Она убедительно просила не отказать ей в ее просьбе. Дрожащими руками развязала она платок, где были завернуты ее сиротские деньги, и предложила их мне"*.

Перов не мог отдать ей картину, но он нарисовал ей портрет - портрет Васеньки. Большее было не в его силах.

*Источник: Тетушка Марья.