Студент из города Балашова рассказал мне, как проходили уроки Основ православной культуры у него в школе в период 2011-2012 гг. Он учился в МОУ Лицее-интернате. ОПК вели с 3 по 4 класс. Студент захотел скрыть свое имя и представился Романом.
Тр.: У вас была светская школа?
Роман: Да.
Тр.: Обучение проходило в течение 2 полных лет?
Роман: Да.
Тр.: Почему вы стали изучать Основы православной культуры?
Роман: Нас не спрашивали, то есть выбора как такого не было, весь класс изучал ОПК.
Тр.: Решали все родители?
Роман: Я точно не знаю или не помню, имело ли мнение родителей значение. Так, что затрудняюсь ответить на этот вопрос.
Тр.: Когда вы обучались, было ли какое-то сопротивление тому, чему вас обучали? Со стороны учеников или родителей?
Рома: Нет, все относились нейтрально или положительно. Какого-то сопротивления не было.
Тр.: Вы мне уже успели прислать учебник, по которому обучались ОПК. Его автор - протоиерей Андрей Кураев. Были ли еще какие-то учебные книги по данному предмету?
Роман: Нет, был один этот учебник за 4 класс по которому нас обучали и в 3 и в 4 классе. Так как урок ОПК был раз в неделю, поэтому учебник за один год, по моему мнению, изучали два года.
Тр.: Я думал, что предмет "Основы религиозной культуры и светской этики" проходят только в 4 классе. Не задумывались почему у вас еще в 3 классе его преподавали?
Роман: Скорее всего из-за того, что урок был раз в неделю, поэтому и растянули учебный процесс на два года. Это лично моё мнение.
Тр.: В каком формате проходили уроки ОПК? Вам читали просто лекции, или был какой-то интерактив? Обсуждение занятий? Может вас водили куда-то?
Роман: Это были лекции, где можно было задавать вопросы. Занятия происходили только в школе.
Тр.: Кто вел предмет?
Роман: Учитель.
Тр.: Это учитель специалист, или учитель, который вел еще другие уроки в школе?
Роман: Этот учитель вёл у нас с 5 по 9 класс русский и литературу.
Тр.: Неожиданно. Он единственный вел все уроки ОПК? Может приглашал священников каких-нибудь на уроки?
Роман: Нет, священников на уроках ОПК не было. Что странно.
Тр.: Что вы изучали на уроках ОПК, если помните? Какого характера была информация на уроках?
Роман: Да в основном информация об Евангелии и христианстве. Ознакомление с сюжетами Евангелия, а также с некоторыми притчами.
Тр.: Как вы называли Иисуса Христа на уроках? Было ли такое, что про Иисуса вам говорили как о реальном боге?
Роман: Нет, про Иисуса говорили, как о сыне Бога. Который спас человечество, пожертвовав собой.
Тр.: То есть эта информация преподносилась вам как достоверная? Не в том смысле, что в это верят только христиане?
Роман: Эта информация преподносилась, как сюжет из христианства. Как нам сказали, вы можете исповедовать всё что хотите, но вы должны знать веру, которая является неотъемлемой частью русской истории и культуры.
Тр.: То есть не как реальный факт?
Роман: Скорее как представление христианства.
Тр.: На вас эти уроки оказали какое-то влияние? Повлияли ли они на ваши религиозные взгляды? Может вы стали терпимее относится к православию, или стали верующим христианином?
Роман: Нет, меня воспитывали в семье атеистов и на моё отношение к религиям это не повлияло, к представителям разных религий относился всегда толерантно.
Тр.: Как вы сами относитесь к такого рода урокам в младших классах?
Роман: Скорее отрицательно, чем положительно.
Тр.: Почему?
Роман: Всё-таки религии должны изучаться уже в профессиональных учебных заведениях и вузах. Когда человек уже имеет сформированное мировоззрение.
Тр.: Как ваши родители реагировали на уроки ОПК?
Роман: Нейтрально.
Тр.: Они общались с вами о том, чему вы научились на данных уроках?
Роман: Нет, так как не считали это важным. Так как дз по этому предмету не было. И оценки ставили только 4 и 5.
***
Второй студент, которого я опросил, живет в Москве, учился в обычной школе. Он тоже захотел остаться анонимом, поэтому представлю его именем Максим. На данный момент сестра Максима учится в 4 классе, она посещает уроки ОПК. Характер преподавания идентичен тому, как вели ОПК у Романа: просто рассказывали, что такое православная культура и вероучение. Однако Максим сказал, что для ребенка в таком возрасте содержание данных уроков воспринимается как истина. Он стал замечать, что сестра меняется во взглядах, ведь если учитель как авторитет говорит о православии, то в это нужно верить.
Когда Максим учился в 4 классе, у него вместо ОПК вели Основы мировых религиозных культур. Этот урок позволил ему сравнивать религии, а не верить в какую-то одну религию.