Продолжаю смотреть польское кино 60-х годов.
Чем больше смотрю, тем больше убеждаюсь - это отдельный мир, отдельный жанр, отдельная вселенная.
Прекрасные актёры, великолепные сценарии, чудесные диалоги.
И главное - юмор. Тонкий, изящный. Тот юмор, когда не внезапно "гы-гы-гы", а когда весь фильм смотришь улыбаясь.
Потому что авторы, подмечая забавные детали, не высмеивают их, не выставляют на всеобщее порицание, а по-доброму подтрунивают.
Потому что все мы одинаковые, всем нам свойственно и ошибаться, и совершать глупости.
Но обратимся таки к конкретному фильму, который меня развел на растекание мыслью по древу.
Я посмотрела Гангстеры и филантропы, 1962 год.
Сказать, что я в восторге - ничего не сказать.
Во-первых, это действительно хороший фильм, состоящий из двух новелл, каждая из которых заканчивается неожиданно.
Во-вторых, тот самый юмор, я бы даже сказала - польский юмор.
Это когда смешно все - диалоги, персонажи, ситуации, даже отдельные жесты, потому что они полны легко читаемого символизма.
Фильм вызвал во мне невероятную ностальгию.
Он мне напомнил, во-перых, когда-то горячо любимый Кабачок 13 стульев.
А во-вторых, что меня саму удивило - телеспектакли, что были так популярны на советском ТВ в 70-хх.
Есть в этом фильме, который рассказывает о мошенниках, что-то доброе, классическое, вызывающее чувство легкой грусти по давно ушедшим временам.
Известных актеров в этом фильме нет.
Но одну актрису я все же хочу отметить отдельно. Это Ханка Белицкая, которая во второй новелле сыграла жену главного героя Ковальского.
Очень мне она напомнила манерой Фаину Раневскую.
Очень хорош в роли профессора (первая новелла) Густав Холоубек.
А вот Густава Люткевича я запомнила еще после Девушки из банка.
Если вы еще не видели этот фильм, то бросайте все и бегом.
Полтора часа очаровательного польского коктейля из изящной комедии, легкой грусти и капельки ностальгии.
А вы видели этот фильм?