«Глубокое погружение» (Breaking Surface) от Швеции, Норвегии и Бельгии и продюсеров знаменитого сериала «Мост» – не просто крутой триллер, это великолепная семейная драма и просто классное кино о любви и воле к жизни. Рейтинги несправедливо занижены, одна из причин – фильм не понравился «левым» и «толерантным».
Действие фильма шведа Йоахима Хедена происходит на побережье Норвегии накануне Рождества. В доме матери встречаются приехавшая из Швеции Ида и Тува, сводные сестры, разлученные при разводе родителей. С детства они занимались дайвингом. Тува, живущая с мамой в Норвегии, продолжает это и сейчас. В честь встречи сестры идут нырять.
Кусок скалы блокирует Туву на глубине 33 метров. Ида должна найти способ спасти сестру, не забывая подносить баллоны с кислородом. Начинается опасная борьба, промедление угрожает Туве, а спешка губительна для Иды (с такой глубины нельзя всплывать резко).
Со времен «Buried», «127 часов» и «Замерзших» прошло десять лет, а камерные выживальческие триллеры до сих пор в моде. Некоторые весь фильм не могут выбраться из автомобиля, как в «Тормозе» (2011), для других тачка – единственное спасение («Ледяной капкан», 2020). Героиня Блейк Лайвли эффектно укрывается от акулы на отмели, и т.д.
Было и про сестер в воде. В «Синей бездне» они в клетке для слежки за акулами – в «12 футах глубины» под крышкой бассейна. Искать серьезные инновации в картине Хедена не стоит. Просто это отличное кино.
Несколько аргументов «за»
1. Это красиво. Эффектная природа – не ради картинки. Она важна для плотного контакта зрителя с этими водой, камнями снегом, для эффекта присутствия. Тут же мы получаем представление о духовной закалке местных, устраивающих рождественские купания в обледеневшем море.
2. Напряженный, эффектный триллер. Минимум слов, максимум экшна, хотя остановка более чем камерная. Череда неудач, новых идей, множество мелких, но жизненно важных задач на пути к спасению... Все просто и реалистично, но поставлено так, что драйв на редкость плотный.
3. Фильм поднимается над жанром благодаря мелодраме про отношения двух сестер. Режиссер без стенаний и пафоса рассказывает историю о любви и верности, которая наполняет смыслом и энергией каждое движение в кадре. Актрисы Муа Гаммель и Мадлен Мартин молодцы.
4. Ставка на реалистичность действует. Можно спорить о падающих в воде камнях и рассуждать о примененной ближе к финалу технологии, но в общем фильм весьма техничен в показе работы под водой.
Отчасти это даже производственная драма, в экспозиции Тува работает промышленным водолазом, проводит диагностику днища корабля, очищает от мусора винты двигателя. Далее действия сестер (даже при ошибках и срывах Иды) выглядят профессионально, что на пользу фильму. И даже закрытость лиц масками большую часть времени не в минус драматизму, а в плюс: зритель ждет, когда увидит лица героинь без масок.
Почему недовольны «толерантные»
С чего у столь замечательного фильма низкие рейтинги? Одна из причин в том, что шведы сняли безвременное кино не в «толерантном» тренде. Речь идет исключительно о семейных ценностях. Национальная инклюзивность не соблюдается. Мигранты тут лишь на пару секунд, и не очень позитивно, протагонистка бросается на них с разборками, по делу.
И (совсем кошмар), ради традиционных ценностей здесь делается то, что обычно протагонисту запрещено: я говорю о суровой сцене с собакой. Очевидно, что этот момент нервирует и простого зрителя, а политические «левые» с «зелеными» принципами такое просто не могут принять. Вот и минусуют. Их право, но снег от этого не растает, а фильм не станет хуже.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь, и продолжим!
Свежие триллеры про обгон, конфликт и жуткие проблемы на дороге
Триллер «Бесшумный». Лес, индейцы и Костер-Вальдау
«Морская лихорадка» – умный и красивый европейский биохоррор