Недавно, в городском суде СПБ был инициирован судебный процесс по разделу совместно нажитого имущества. Казалось бы - обычное дело, но оно началось через десять лет с момента расторжения брака, по инициативе одного из супругов. Поводом для процесса оказалось заявление о том, что истец только что узнал о нарушенном праве.
По статистике, раздел совместно нажитого имущества супругов после расторжения брака, является самым распространенным видом судебных споров. Поэтому и правовых заблуждений в данной сфере особенно много. Вы спросите - а при чем здесь судебная строительная экспертиза, которой занимается автор? Все просто. При любых обстоятельствах, суду нужна квалифицированная оценка стоимости имущества. Только тогда суд дает правовую оценку и выносит решение.
В моей практике участия в судебных процессах в качестве судебного эксперта, при которых брак был расторгнут много лет назад, но вопросы раздела имущества так и не разрешены не так и много. Дело в том, что люди тратят много времени и средств сразу после развода, а потом стресс проходит, они опускают руки и чаще всего мирятся с негативным для них исходом дела. Дальше есть заблуждение, распространенное не только среди простых граждан, но и практикующих юристов, относительно того, когда возникает срок исковой давности для предъявления исковых требований.
Однако, Верховный суд своим постановлением от N 15" О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", поставил жирную точку в данном вопросе.
Так, течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут ( п. 7 ст. 38 СК РФ), следует исчислять не со времени прекращения брака (дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - дня вступления в законную силу решения), а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права ( п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Таким образом, если вдруг выясняется, что кто-то из бывших супругов утаил имущество на момент расторжения, и это имущество не было учтено, можно смело инициировать судебный процесс. Конечно в данном деле без судебной экспертизы стоимости имущества не обойтись, но это уже дело профессионалов. В делах, которые нам были поручены, пока не было обнаружено ошибок и рецензии на наши экспертизы не заставили суды назначать повторные экспертизы.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на канал и пишите отзывы. Вам не трудно, а автору приятно.
С уважением
Валерий Асанов
Архитектор, ДЭН, PsD, профессор.
Регистрация в «Едином реестре судебных экспертов РФ» № 7805050086
Санкт-Петербург 2021 год.